Все потому, что в предгорье мощная травяная растительность «забивает» молодые деревца. К тому же сосне, предпочитающей расти на песках, совсем не по душе здешние плодородные почвы. Возникает резонный вопрос, как сосновый бор мог появиться в неблагоприятных для него условиях?
– Оказалось, что разгадка кроется в буквальном смысле под землей, точнее, под верхним плодородным слоем, – объясняет Сергей Песоцкий, начальник отдела Фрунзенского лесничества. – Если его содрать с помощью специальной техники, то на поверхности появятся камни и песок. Это не что иное, как дно первобытной реки Бии, на берегу которой и произрастает фрунзенский сосновый бор. Несколько тысяч лет назад вода ушла, а семена, пробившиеся сквозь камни, положили начало хвойному лесу.
Теперь, когда ключ к восстановлению лесов в предгорье был найден, лесники решили воссоздать первобытные условия на всех участках, пройденных рубкой. Весь смысл сводится к тому, чтобы лес восстанавливался сам. Задача лесников – подготовить почву и вовремя проводить агротехнические уходы. Другими словами, помочь сосне появиться на свет можно и без посадочного материала.
Отметим, метод известен в лесоводстве как содействие естественному восстановлению сосны. Однако его результаты зависят, как правило, от типа леса. Ноу-хау фрунзенских лесников, внедривших уникальный способ подготовки почвы, пока остается непревзойденным в условиях предгорья.