Способность шимпанзе "заражаться" зевотой у людей усиливается по мере взросления обезьян и, по-видимому, зависит от возрастающих способностей к эмпатии — сопереживанию чужим эмоциям, говорится в статье шведских учёных в журнале Plos ONE.
Прилипчивость зевоты всем знакома: стоит увидеть зевающего или прочитать о нем, как появляются характерное напряжение мышц и потребность втянуть в себя воздух. "Заразную" зевоту наблюдали у нескольких видов обезьян, у собак и даже у волнистых попугайчиков. Вероятно, эта заразность — одно из проявлений эмпатии, способности понимать чужие эмоции и сопереживать им. Нервные клетки, отвечающие за эмпатию — зеркальные нейроны — имеются и у человека, и у приматов.
Элани Мадсен (Elainie Madsen) с коллегами из Университета Лунда провели исследование, показавшее, что шимпанзе могут "подхватывать" зевоту у людей, причем эта способность, действительно, имеет эмпатическую природу и усиливается с возрастом.
Детеныши-сироты шимпанзе, 12 маленьких (от 1 до 4 лет) и 21 подросток (от 5 до 8 лет), участвовали в эксперименте, где видели человека, который либо зевал, либо вытирал нос. Степень эмоциональной близости между детенышами и человеком была разной: он мог быть незнакомцем или их "суррогатной матерью". В ответ на человеческое зевание шимпанзе-подростки зевнули 24 раза, а маленькие — ни разу. Вытирание носа не заставило подражать ни ту, ни другую группу.
"Результаты исследования отражают модель поведения, общую для людей и животных. Исходя из предположения, что заразительность зевоты является эмпатическим ответом, результаты можно интерпретировать и в том смысле, что эмпатия медленно развивается в первые годы жизни шимпанзе", — поясняет Мадсен. Вопрос о том, обусловлена ли заразительность зевоты одним лишь умением сопереживать, или здесь также задействован "эффект хамелеона" — бессознательное подражание животных их социальному окружению — пока открыт.