Южноамериканский трёхцветный присосконог (Thyroptera tricolor) ночует группами по 5-6 особей внутри свёрнутых листьев геликонии или калатеи. Молодые листья остаются свёрнутыми лишь около 24 часов, так что летучим мышам приходится искать новые дома почти каждый день.
С помощью узкоспециализированных социальных позывных они получают информацию о местонахождении группы. Летучие мыши, затаившиеся внутри листов, отвечают своим сородичам более сложным сигналом, чтобы проинформировать, где находится желанное место для отдыха.
Глориана Чаверри (Gloriana Chaverri), биолог из университета Коста-Рики, исследовала скрученные листья в лаборатории, прослушивая через них записи звуковых сигналов летучих мышей. Как оказалось, коническая форма листьев изменяла акустику сигналов: усиливается "крик" пролетающих мимо мышей, в то время как сигнал находящейся внутри особи не сильно изменяется.
"Входящие вызовы" усиливались на целых 10 децибел (то есть диапазон увеличивается примерно на 30 метров), так как звуковые волны сжимались при движении вниз по сужающейся трубке. (По такому же принципу звук проходит в слуховой трубе внутри уха). Большинство же "исходящих вызовов", отправляемых сидящими в листе присосконогами, усиливалось всего на 1-2 децибела. Но и в этом случае мыши получают преимущество: форма природного мегафона делает их более целенаправленными.
Хотя находящиеся в полёте особи почти всегда распознают сигналы членов своей группы и выбирают правильный тон для ответа, летучие мыши внутри листа, кажется, не в состоянии различать вызов друзей и незнакомцев.
Чаверри говорит, что "гнездо" искажает входящий сигнал и может стать причиной путаницы. Впрочем, она признаёт, что выводы пока основываются лишь на гипотезах и надеется провести дальнейшие исследования, чтобы определить, чем руководствуются летучие мыши при выборе листа со столь полезной им акустикой.
Исследование учёных опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.