Оксид азота, содержащийся в выхлопах дизельных двигателей, нейтрализует летучие молекулы, составляющие основу запаха многих цветов и которые пчелы используют для поиска источников нектара, что может частично объяснять значительное сокращение популяций опылителей в последние десятилетия, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
Трэйси Ньюман из университета Саутгемптона (Великобритания) и ее коллеги пытались найти причины того, почему популяции пчел и шмелей на территории Англии и других стран продолжают сокращаться, несмотря на все защитные меры. В процессе этих поисков ученые проверили, может ли загрязнение воздуха выхлопами автомобилей негативно влиять на состояние пчел.
Для этого биологи собрали несколько цветков рапса (Brassica napus), обработали их и извлекли летучие молекулы восьми типов, составляющих основу их аромата. Затем авторы статьи проверили, что произойдет с ними при появлении выхлопов дизельного двигателя в емкости с ароматом рапса.
Уже через минуту два ключевых компонента "цветочного запаха", альфа-фарнезен и альфа-терпинен, полностью исчезли, а концентрация шести других веществ резко снизилась. Когда ученые выпустили в помещение пчел, они не двигались в сторону сосуда с экстрактом рапса, а беспорядочно летали по комнате, что свидетельствует о важности этих соединений для "обонятельной навигации".
По словам ученых, главным виновником их уничтожения был оксид азота в двух его формах — NO и NO2. Это подтверждается тем, что взаимодействие двуокиси и моноокиси азота с цветочным экстрактом приводило к тем же последствиям, что и появление дизельных выхлопов в комнате.
"Пчелы значительно улучшают урожайность сельскохозяйственных культур и поэтому они крайне важны для экономики мира — только в Великобритании они "производят" приблизительно 430 миллионов фунтов в год. Однако для этого им нужно уметь запоминать запахи растений, (чему мешают оксиды азота)", — заключает Гай Поппи из университета Саутгемптона.