Этой и иным проблемам экологической безопасности региона будет посвящен Третий международный форум "Арктика – территория диалога", который пройдет 24 и 25 сентября в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа
Салехард - столица самого крупного в мире газодобывающего района – единственный в мире город, расположенный на полярном круге. Именно поэтому он был выбран для проведения Третьего международного форума "Арктика – территория диалога". Сюда съедутся политические деятели и эксперты из приарктических стран. В частности, ожидается, что в форуме примут участие президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон, президент Финляндии Саули Нийнистё и российский лидер Владимир Путин.
Лейтмотивом форума станут вопросы защиты окружающей среды. В том числе проблемы экологической безопасности при развитии региона, климатические изменения, правовое регулирование экологических вопросов, а также задачи здравоохранения для местного населения. Об этом "Голосу России" рассказал один из участников форума - заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народно-хозяйственного прогнозирования Борис Ревич:
"Это уже третий форум, который проходит в России. Это огромный международный форум, куда приезжают представители всех арктических стран. И первый раз темой форума становится здоровье населения Арктики и экологическая безопасность. Я считаю, что это совершенно замечательно, что кроме различных экономических проблем, технологических, географических, социальных и других обсуждаются проблемы, которые имеют непосредственное отношение к населению Арктики".
Между тем в перспективе экологических проблем в регионе может прибавиться. По некоторым оценкам, под арктическими льдами находятся до 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений. Однако добыча углеводородов в Арктике сопряжена с повышенным экологическим риском. Комментирует исполнительный директор Русского географического общества Геннадий Олейник:
"Выполнение задач зависит от того, что человек хочет в Арктике получить. Если он сейчас собирается идти туда, чтобы углеводороды добывать, это будет совершенно необычной задачей. Потому что на суше люди научились добывать нефть, газ и так далее, на открытой воде тоже научились. А вот подо льдами – это весьма серьезная задача. В техническом плане, в экологическом, в каком угодно".
Глобальное потепление вносит изменения в жизнь региона: судоходный путь вдоль арктического побережья становится доступным все большее число дней в году. Вероятно, уже в течение ближайших десятилетий Северный Ледовитый океан летом начнет полностью освобождаться ото льда. Разумеется, это приведет к изменениям в транспортной логистике. Для примера: судно, следующее из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, должно пройти 12840 морских миль. Отправившись Северным морским путем, оно сократит свой путь на 7070 морских миль. Разумеется - при прочих равных условиях - выбирать будут более короткий маршрут. Подготовку к грядущим изменениям такого рода надо начинать уже сегодня, считает Борис Ревич:
"Такие гигантские форумы очень важны для того, чтобы представители власти, которые соберутся там, понимали, насколько это важная проблема. И тогда гораздо проще будет и организовывать различные работы, и получать финансирование".
Международный арктический форум проводится с 2010 года. Первый раз участники этой дискуссионной площадки встретились в Москве. Следующая сессия состоялась в 2011 году в Архангельске. Учредителем форума выступает Русское географическое общество.