Буквально за несколько десятков лет мягкий климат меняется настолько, что вместо буковых лесов на этом же месте растут еловые.
Многие годы тема глобального потепления находится в информационной повестке дня. Сколько было разговоров о том, что промышленная деятельность человека ведет к повышению температуры воздуха, и это приведет к масштабному таянию льдов! Но вот сейчас в СМИ прошло сообщение об увеличении арктического покрова. Значит ли это, что старый тезис оказался несостоятельным и, может быть, пора задуматься о глобальном похолодании?
На этот вопрос порталу KM.RU отвечает Андрей Паршев.
Адекватной модели климата Земли до сих пор нет.
При оценке любых новостей, связанных с климатическими переменами, надо точно знать, что адекватной модели климата Земли до сих пор нет. Даже краткосрочные изменения погоды прогнозируются не на 100%, а при прогнозе на месяц вперед достоверность еще сильнее снижается. Точно предсказать погоду на следующий год синоптики тем более не могут. А ведь если бы точная модель климата была, то они смогли бы делать правильные предсказания.
Работа в этом направлении ведется многие десятилетия и существует несколько климатических моделей, с помощью которых иногда удается объяснить некоторые периодические явления. Например, каждые 11 лет наблюдается явление смены направления течений в Тихом океане. Но общей модели, повторюсь, не существует. Поэтому надо осторожно относиться к заявлениям о том, что с помощью компьютеров получился тот или иной прогноз. Не хотелось бы представлять многолетнюю работу ученых в негативном свете, потому что сами авторы этих исследований не претендуют на всеобъемлющее исследование и предсказание долгосрочных трендов. На мой взгляд, все разговоры о том, каким будет климат через сто лет, – это профанация.
Нынешнее холодное лето, которое привело к крупным экономическим потерям, было не первым за последние годы. Даже когда концепция глобального потепления не ставилась под сомнение, тоже случались серьезные колебания в сторону повышенного образования льда. Например, проходили заявления о том, что площадь открытой воды достигла рекордных показателей. Однако через некоторое время вдруг оказывалось, что лед отвоевывал утраченные позиции, а вот об этом почти не сообщалось.
Конечно, жаль, что нет глобального потепления. Мы – самая холодная страна мира и очень многие наши проблемы ушли бы, если бы у нас воцарился климат, близкий к западноевропейскому. Говорят о зависимости между потеплением и процентом углекислого газа в атмосфере, но мы видим: от года к году этот процент не сильно меняется, а вот климат скачет очень существенно.
Известно, что в прошлом происходили потепления по сравнению с ледниковым периодом. Такие периоды называются межледниковьями, и в такое время мы как раз и живем. За последние миллионы лет было четыре таких цикла, но ведь никакой промышленности в то время не было. Обращаю внимание на то, что теплые периоды относительно коротки, а ледниковые периоды длятся гораздо дольше. Это приводит к катастрофическим последствиям для биосферы.
Возникает вопрос: сколько нам еще осталось лет для очередного похолодания? По некоторым научным оценкам, продолжительность теплых отрезков времени сокращается. Можно предположить, что нынешний период продлится 15 000 лет, из которых 12 000 уже прошло. В истории были случаи, когда ледниковые шапки занимали всю Скандинавию и север европейской части России, а в Южном полушарии ледники появлялись в Новой Зеландии. Средняя полоса сдвигается на сотни километров южнее.
Самое интересное, что переход от тепла в холод происходит очень быстро. Есть научные данные, согласно которым буквально за несколько десятков лет мягкий климат меняется настолько, что вместо буковых лесов на этом же месте растут еловые. Причем неизвестно, с чем связана высокая скорость похолодания. Гипотез много: одни утверждают, что это объясняется процессами на Солнце; другие говорят, что дело в газообразном облаке, которое пришло к нам из космоса и заслонило солнечные лучи... Как бы то ни было, но такая опасность реальна, в отличие от глобального потепления