В феврале правительство России приняло решение о постепенном закрытии БЦБК с переносом производства на другие предприятия. Тогда же ВЭБ стал основным кредитором предприятия, а "ВЭБ Инжиниринг" поручили проработать вопросы закрытия комбината и рекультивации его отходов, накопленных с 60-х годов прошлого века.
В накопителях БЦБК, так называемых картах, скопилось около 6,5 миллиона тонн шлам-лигнина. У него сложный состав: сера, хлорные соединения и, главное, 85% воды. "Для разработки ТЭО ликвидации отходов мы обратились в немецкую компанию MAICO-MANNESMANN AG. Она предложила нам три технологии переработки лигнина. Мне как инженеру импонирует одна: нейтрализация надшламовых вод и омоноличивание содержимого карт. На выходе мы будем иметь монолитную структуру, близкую по составу к бетону", — сказал Шейбе.
Окончательный выбор технологии будет сделан по результатам ТЭО. "Проект рекультивации отходов будет готов к концу 2013 года. Сама рекультивация займет от трех до пяти лет. Процесс может идти параллельно с закрытием комбината", — уточнил собеседник агентства.
Ранее иркутские ученые предлагали другую технологию переработки — шламонакопители комбината (всего их — 14) засыпать сырой золой, а воду из хранилищ направить на очистные БЦБК. "Такая технология проста для реализации, но не очень эффективна. Ее уже применили на паре карт, но, к сожалению, добиться стабильности состава в них не удалось", — сказал Шейбе.