Эксперименты проводили Элис Ауэрсперг из Венского университета (Австрия) и его коллеги из Оксфордского университета (Великобритания). Эта группа, к слову, уже не раз радовала нас сообщениями о сообразительности какаду. Вспомним хотя бы их работы о том, что какаду могут создавать и изменять орудия труда и что способны отказаться от сиюминутной выгоды в пользу более отдалённого результата, сулящего нечто большее. На сей раз зоологи взялись выяснить, как у попугаев обстоят дела с предметным мышлением, понимают ли они связи между разными объектами, а также то, насколько сложные алгоритмы действий подвластны этим пернатым.
Учёные сконструировали ящик, в котором за прозрачной дверцей лежал орех. Чтобы открыть дверцу, нужно было отодвинуть щеколду. Чтобы отодвинуть щеколду, нужно было повернуть специальное колесо на 90˚. Чтобы повернуть колесо, нужно было убрать мешающий штырь. Чтобы убрать этот штырь, нужно было разъединить болт и гайку. Наконец, чтобы развинтить болт и гайку, нужно было вытащить из болта мешающий штифт. То есть устройство состояло из нескольких запирающих друг друга деталей, которые следовало удалять в строгой последовательности.
Как пишут исследователи в PLoS ONE, один из попугаев решил задачу, уложившись в два часа, действуя при этом самостоятельно, без подсказок. Другие справлялись с замком, либо посмотрев на то, как это делают их товарищи, либо если им последовательно усложняли запирающее устройство. При этом авторы отмечают две важные особенности в поведении птиц.
Во-первых, какаду выполняли ряд манипуляций, чтобы добраться до одного угощения, то есть их не нужно было угощать после успешной разборки каждого элемента замка. Во-вторых, раз справившись с устройством, какаду легко открывали его потом — то есть они запоминали ситуацию и последовательность правильных действий в ней.
После того как какаду освоили взлом замка, учёные решили узнать, запоминают ли птицы последовательность действий целиком, или же она у них состоит из разных блоков, которые могут меняться местами. Во второй серии опытов попугаям предлагали то же устройство, только теперь в замке либо не хватало той или иной детали, либо их меняли местами, либо некоторые детали не работали.
Попугаи быстро схватывали суть изменений и корректировали поведение соответствующим образом, то есть они не искали исчезнувшую деталь и не пытались открыть одну часть замка с помощью манипуляций, требуемых для другой части устройства.
Результаты, что и говорить, впечатляющие, но говорить о том, что попугаи могут до какой-то степени понимать физику окружающего мира, было бы преждевременным. Для этого нужно предложить птицам ещё какие-нибудь задачи, и желательно посложнее. Однако в исследовательских способностях какаду не откажешь — решая «замковую» задачу, попугаи не просто разглядывали устройство, но и пробовали его клювом и языком, а также щупали лапами, используя весь имеющийся у них «естествоиспытательский» арсенал.
Подготовлено по материалам Оксфордского и Венского университетов.