Наблюдения за относительно примитивными обезьянами-саймири из тропиков Америки показали, что социальные сети являются одним из самых универсальных механизмов передачи информации и знаний среди большинства приматов, а не только людей, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
"Наше исследование показало, что инновации среди приматов распространяются не случайным образом, а как и у людей, посредством "обезьяньих" социальных сетей. Так, новые методики добычи пищи в двух группах саймири распространялись в основном через наиболее общительных особей, обладавших максимальным числом связей с другими обезьянами в стае", — заявил Эндрю Уайтен (Andew Whiten) из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия).
Уайтен и его коллеги в течение нескольких месяцев наблюдали за двумя группами обезьян-саймири (Saimiri sciureus), обитавшими в одном из питомников на территории Великобритании. На стенки клеток с этими приматами ученые помещали коробку, крышка которой открывалась нетривиальным способом. Внутри нее лежал фрукт, чей запах был хорошо ощутим для приматов.
Так как эти обезьяны не отличаются особыми интеллектуальными способностями и вниманием, в подавляющем числе случаев они не могли самостоятельно открыть коробку, не зная "секрета" ее крышки. Ученые воспользовались этим фактом для наблюдения за тем, как знания распространяются среди саймири, научив одного из альфа-самцов в группе открывать "фрукт".
Оказалось, что "инновация" распространялась среди обезьян по тем же законам, которые описывают работу социальных сетей. В частности, альфа-самцы передавали ноу-хау наиболее общительным и влиятельным обезьянам, которые обучали других членов стаи. Кроме того, среди них существовали своеобразные подсети с собственным набором влиятельных участников и их "фолловеров". Данный факт, как считают ученые, показывает, что информация среди приматов распространяется не случайно, а через социальные сети.