21 февраля в Брюсселе представитель Европарламента Иво Беле и Министр Энергетики Ирландии Пат Раббит (Ирландия возглавляет Евросоюз) согласовали Директиву о безопасности работ на шельфе. Документ обязывает компании до получения лицензии оценивать возможность ликвидации разлива нефти в трудных условиях, таких как короткий световой день, ледовый покров, сильное волнение. Каждая компания, которая планирует бурить на шельфе в пределах Евросоюза, должна будет предоставить в ЕС сведения о длительности периода, когда уборка разлива невозможна.
И самое главное – эффективность плана по борьбе с разливами будет учитываться при выдаче лицензий.
Гринпис уверен, что в результате работа на шельфе станет прозрачнее: заранее можно будет оценить вероятность того, что разлив нефтепродуктов останется неубранным в течение недель и даже месяцев до тех пор, пока погода не улучшится. Таким образом, закон может ограничить или даже предотвратить самые рискованные проекты, например, добычи нефти в Арктике в высоких широтах.
Директива также рекомендует лидерам Европы поддержать самые высокие стандарты предотвращения и ликвидации нефтяного загрязнения в Арктике.
Гринпис отмечает и ряд недостатков документа. Во-первых, он допускает, что стандарты безопасности могут различаться в разных странах Евросоюза. Во-вторых, Европейское Агентство Морской Безопасности не получит дополнительных полномочий по контролю и надзору. Кроме того, документ не предусматривает компенсаций туроператорам и рыбным хозяйствам за ущерб от загрязнения.
Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров считает, что подобных нормативов катастрофически не хватает российскому законодательству: «Российское законодательство («Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти») предполагает, что возможно ликвидировать любой, даже самый масштабный разлив нефти в самых сложных условиях, если компания подготовит для этого необходимые средства. Это очень опасное допущение, поскольку в ряде случаев, например, при разливе подо льдом, или во время шторма, загрязнение в принципе не может быть убрано. Смысл Директивы Евросоюза в том, что не стоит начинать бурить там, где невозможно убирать разливы. Наши же законы продолжают требовать невозможного, и в этом наша беда».