Начало > Эко новости > Ученые раскрыли секреты генома двугорбых верблюдов

Ученые раскрыли секреты генома двугорбых верблюдов

15/11/2012 16:00 / 👁 24299 / Поделиться:
Если для человека соленая пища, высокий уровень глюкозы и отложения жиров звучит как приговор, то для верблюдов такие особенности метаболизма являются просто необходимыми для выживания в суровом климате, где обитают эти животные, известные многим как "корабли пустынь и степей". Двугорбые верблюды тысячелетиями приспосабливали свой обмен веществ к суровым условиям обитания. Фото с сайта http://science.compulenta.ru Двугорбые верблюды тысячелетиями приспосабливали свой обмен веществ к суровым условиям обитания. Фото с сайта http://science.compulenta.ru
С помощью расшифровки генома двугорбых верблюдов, о котором заявили не так давно ученые, исследователи надеются помочь медикам в борьбе с нарушениями метаболизма у людей.

Большая международная группа учёных из Аграрного университета Внутренней Монголии, Шанхайского центра биоинформационных технологий и многих других научных центров со всего мира на протяжении многих лет занималась изучением физиологии двугорбых верблюдов. Совсем недавно ученым все-таки удалось получить первые расшифровки генома этого вида верблюда. И хоть многие исследователи грешат на то, что первые полученные данные могут содержать некоторые ошибки, однако все равно можно сделать вывод, что ученым удалось существенно продвинуться в изучении метаболизма этих животных. Эксперты уверены, что когда геном верблюда будет расшифрован полностью, это сможет помочь медикам в поиске способов решения проблем метаболизма у людей. С первыми результатами своего исследования ученые познакомили мировую общественность в журнале Nature Communications.

Главный вывод результатов исследования ученых заключается в том, что эволюция двугорбых верблюдов шла как раз по пути усовершенствования и обособления их метаболизма. Ввиду этого в генах верблюдов, которые отвечают за метаболизм, и кроится главная загадка того, почему верблюды так отличаются от ближайших парнокопытных. В чем заключается это отличие, рассказали ученые.

Во-первых, у двугорбых верблюдов появились особые модификации в генах, отвечающих за связанные с инсулином сигнальные пути. Это привело к тому, что ткани животных стали инсулинорезистентными, что в свою очередь сказалось на повышении глюкозы в крови животных. Несмотря на высокое содержание сахара в крови животные научились преодолевать отрицательные последствия этого явления - симптомы сахарного диабета. Пока ученые не могут ответить, каким образом это удается достичь животным.

Во-вторых, верблюды прекрасно умеют противостоять большим концентрациям соли в крови. В то время как у нас повышение концентрации солей сразу приводит к росту давления, то у верблюдов содержится ген CYP2J, который нейтрализует последствия употребления соленой пищи и не позволяет животным страдать от гипертонии.

Следует так же отметить, что сам геном верблюдов весьма удивил ученых. Как оказалось, только 34% ДНК приходится на повторяющиеся последовательности, или "избыточную ДНК". Для сравнения, у человека более 50% ДНК приходится на повторы, у лошади 46%, у крупного рогатого скота 48%. Сейчас ученые пытаются найти ответ на вопрос о том, какова роль такого небольшого повторяющегося участка в геноме двугорбых верблюдов.