Начало > Эко новости > Бактерии становятся новым источником огромного количества природных соединений

Бактерии становятся новым источником огромного количества природных соединений

01/10/2012 18:08 / 👁 1213 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Исследование состава воздуха над плавающими в культивационном бульоне десятками штаммов бактерий, результаты которого опубликованы в Journal of Natural Products, показало невероятное изобилие летучих природных соединений, включая 12 ранее неизвестных, и целую пригоршню феромонов, характерных для жизнедеятельности насекомых. Примерно так пахнут бактерии: отдельные соединения, обнаруживаемые в составе воздушной среды над бактериальными культурами. (Иллюстрация ACS.) Примерно так пахнут бактерии: отдельные соединения, обнаруживаемые в составе воздушной среды над бактериальными культурами. (Иллюстрация ACS.)

Таким образом, работа исследователей из Брауншвейгского технического университета (Германия) стала настоящим откровением, вызвавшим некоторую оторопь всего биохимического сообщества. Учёным удалось не только показать, что воздушная среда над бактериальными культурами является никем не тронутым дешёвым источником многих природных продуктов, но и поднять интереснейший вопрос о природе бактериальных межклеточных сигнальных путей.

По мнению Джона Кларди (Jon Clardy), профессора Медицинского факультета Гарвардского университета (США), рассматриваемую работу можно охарактеризовать только одним словом - "изумительная", тем более что она станет основой для проведения множества исследований в этой и смежных областях.

Немецкие химики отобрали образцы воздуха с химическими соединениями, производимыми 50 бактериальными штаммами. Анализ идентифицировал 254 (!) соединения самых разных классов, включая углеводороды, спирты, альдегиды, кетоны и даже лактоны. А 12 из обнаруженных веществ до сих пор не были выделены из каких-либо природных источников, хотя некоторые и описаны в литературе как синтетические продукты.

Учёные полагают, что открытие этого изобилия относительно малых молекул позволит получить больше информации о биосинтетических путях, характерных для жизни бактерий. Например, некоторые из новых соединений могут быть продуктами распада более крупных вторичных метаболитов, которые, в свою очередь, могут обладать исключительно важными фармацевтическими свойствами.

Впрочем, отдельные сторонние комментаторы сомневаются в том, что открытые немцами вещества бактериального происхождения, но по своему строению очень напоминающие феромоны насекомых, могут быть на самом деле использованы в качестве управляющих сигналов для установления контроля над поведением живых существ. Но даже если это и так, им всё равно может найтись достойное применение именно в борьбе с паразитами. Например, некоторые из этих веществ пригодятся для заманивания в ловушки определённых нежелательных насекомых. И при необходимости синтеза таких соединений в больших количествах бактерии способны с этим справиться (особенно после некоторой настройки) с куда большей эффективностью, чем химический синтез.