Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > РФ отмечает 35-летие покорения Северного полюса атомоходом "Арктика"

РФ отмечает 35-летие покорения Северного полюса атомоходом "Арктика"

17/08/2012 13:11 / 👁 988 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Полярники и ветераны Атомфлота, историки и ученые отмечают юбилей - 17 августа 1977 года, в 4.00 мск, атомный ледокол "Арктика" дошел до Северного полюса, став первым в мире судном, достигшим этой точки в надводном плавании.Многие мореплаватели на протяжении нескольких столетий подряд пытались достичь "шапки планеты", однако их походы заканчивались неудачно и даже трагически. Атомоход "Арктика". Фото: http://www.arms-expo.ru Атомоход "Арктика". Фото: http://www.arms-expo.ru
Полярники и ветераны Атомфлота, историки и ученые отмечают юбилей - 17 августа 1977 года, в 4.00 мск, атомный ледокол "Арктика" дошел до Северного полюса, став первым в мире судном, достигшим этой точки в надводном плавании.

Многие мореплаватели на протяжении нескольких столетий подряд пытались достичь "шапки планеты", однако их походы заканчивались неудачно и даже трагически. Экспериментальный рейс атомохода нового поколения, созданного в 1975 году, стал возможен благодаря заблаговременной научной подготовке и многолетнему изучению ледяного покрова Арктики.

"Только с появлением мощных ледоколов нового поколения, транспортных судов усиленного ледового класса плавание во льдах Арктики стало реальным. Обширные исследования, проведенные во второй половине 20 века на дрейфующих станциях и по программе высокоширотной воздушной экспедиции "Север", позволили получить необходимые данные о закономерностях циркуляции льдов в Арктическом бассейне и их свойствах", - рассказал РИА Новости заведующий лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Сергей Фролов.

Вдохновителем экспедиции стал первый капитан "Арктики" Юрий Кучиев, поддержал его министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, ставший руководителем рейса. Принявшая участие в рейсе группа ААНИИ состояла из десяти опытных полярников. В нее входили ледоисследователи и специалисты в области изучения ледовых качеств судов.

Автономное плавание "Арктики" продолжалось 13 суток (9-22 августа 1977 года). За это время было пройдено 3 тысячи 830 миль со средней скоростью 12,3 узла. По воспоминаниям участников плавания, ледокол ударами пробивался через поля особо толстых и прочных льдов, и звуки раскалываемых многотонных льдин за бортом напоминали грохот камнедробилки.

По достижении Полюса, в 9.40 мск 17 августа в точке с координатой 90 градусов северной широты был поднят флаг Советского Союза. Кучиев прикрепил рядом с ним древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая так и не смогла дойти до Северного полюса в 1912 году.

По итогам рейса весь экипаж (около 200 человек) и члены экспедиции были награждены орденами и медалями. Капитан "Арктики" Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин и министр морфлота СССР Гуженко были удостоены звания Герой Социалистического труда. Орденом Октябрьской Революции был награжден и сам атомный ледокол.

"Научная группа ААНИИ выработала в этом рейсе принципиальные положения системы научно-оперативного гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Эти положения лежат в основе современной системы специализированного обеспечения мореплавания в Арктике", - подчеркнул Фролов.

За минувшие 35 лет ледоколы и транспортные суда разных стран 94 раза посетили Северный полюс, в том числе отечественные суда - 80 раз.

"Арктика" была построена на Балтийском заводе в Ленинграде. Ледокол мощностью в 75 тысяч лошадиных сил был предназначен для работы во льдах толщиной до трех метров и стал головным судном серии из шести атомоходов. Его длина - 148 метров, ширина - 30 метров, осадка - 11 метров.

Этот уникальный атомоход бесперебойно отработал 33 года (177 тысяч часов работы реакторной установки), провел год без захода в порты и встретил в море миллион пройденных миль. Различные механизмы, узлы и агрегаты "Арктики" до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня ледоколов. С 2009 года "Арктика" выведена из эксплуатации и по сей день стоит у причала Атомфлота в Мурманске. Ветераны атомного ледокольного флота предлагают перебазировать "Арктику" в Петербург, сделав из нее музей.

Последние новости

Популярные новости