Начало > Эко новости > Космическая пыль не может остановить глобальное потепление - ученый

Космическая пыль не может остановить глобальное потепление - ученый

19/05/2012 12:31 / 👁 1217 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Воздействие космической пыли и космического излучения на атмосферу Земли слишком невелико, чтобы оказать серьезное воздействие на климатические процессы и "остановить" или "замедлить" глобальное потепление, заявил РИА Новости ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории (ГГО) имени Воейкова Петр Спорышев. Космос. Фото: http://mycrap.ru Космос. Фото: http://mycrap.ru

Так он прокомментировал сообщения СМИ, в которых со ссылкой на исследования ученых Физического института имени Лебедева (ФИАН) утверждалось, что рост глобальной средней температуры в настоящее время остановился, и в ближайшее время начнется постепенное похолодание.

Речь идет о результатах, полученных Юрием Стожковым из ФИАНа совместно с Виктором Ермаковым из Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета и Виктором Охлопковым из НИИ ядерной физики МГУ. Эти ученые с 2002 по 2009 год опубликовали несколько статей, посвященных воздействию космического излучения и межпланетной пыли, попадающей в земную атмосферу, на климат Земли.

"С 1998 года потепление прекратилось, рост температуры остановился и наблюдается незначительное похолодание", - писали ученые в последней из этих статей, опубликованной в журнале "Известия РАН. Серия физическая" в 2009 году.

"В ближайшие полвека должно произойти похолодание глобального климата. Этот вывод противоречит прогнозам об антропогенном потеплении климата в будущем, в соответствии с которым Земле грозит глобальное потепление", - заявляли они.

Гадание по пыли

Климат на Земле в конечном счете зависит от баланса поглощенной и отраженной солнечной энергии. Чем выше отражательная способность планеты - альбедо - тем ниже приповерхностная температура и холоднее климат. Современный климат нашей планеты во многом определяется высоким уровнем поглощения тепла в атмосфере, связанным с парниковым эффектом. Без парникового эффекта, как показывают результаты исследований, на Земле наступил бы ледниковый период.

Альбедо Земли в значительной степени зависит от двух факторов - количества пыли в верхних слоях атмосферы и количества облаков. Известно, что извержения вулканов, при которых большое количество пыли попадает в стратосферу, могут приводить к заметному снижению температуры - пылевые частицы "заслоняют" поверхность Земли от солнечного света и отражают излучение обратно в космос.

Стожков и его коллеги напоминают, что, например, в 20 веке было зафиксировано понижение температуры после извержения вулкана Пинатубо. Кроме того, исследования ледовых кернов в Антарктиде показывают, что периоды похолодания всегда сопровождались ростом количества пыли. "Чем больше пыли, тем холоднее климат", - говорится в статье.

Гипотеза ученых заключается в том, что на климат может влиять пыль космического происхождения - метеорные частицы из так называемого зодиакального пылевого облака, расположенного между Солнцем и орбитой Марса. Точных данных объема "поставок" космической пыли на Землю не существует, по разным данным, на поверхность Земли может попадать от 400 до 10 тысяч тонн пыли в сутки.

Изменения количества космической пыли могут зависеть от положения Земли относительно других планет, воздействующих на зодиакальное облако, а значит колебания температуры могут быть "сцеплены" с циклом движения планет. Используя данные о колебаниях глобальной температуры с 1880 по 2007 год Стожков и его коллеги обнаружили несколько периодических колебаний, которым соответствовали периоды в расположениях нескольких пар планет.

Эта зависимость между положением планет и климатическими изменениями и позволила ученым уверенно предсказать грядущее похолодание - примерно на 0,5 градуса к 2040 году.

...И его разоблачение

Климатолог Спорышев удивлен заявлением Стожкова и его коллег о том, что уже в настоящий момент подъем средней глобальной температуры остановился. В частности, данные Годдардского института космических исследований НАСА свидетельствуют, что самым теплым в истории наблюдений был 2010 год, за ним следуют в порядке убывания температуры 2005, 2007, 1998, 2009 годов. Вместе с тем, он отметил, что эти значения зависят от методов расчета.

"Глобальная температура получается путем ассимиляции большого числа данных наблюдений. Поэтому, она зависит от используемых данных наблюдений, а также от используемых алгоритмов ассимиляции. В разных архивах величина глобальной температуры может немного отличаться, и эти различия относятся к неизбежным неточностям", - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что температура не должна обязательно расти год от года: возможны достаточно периоды относительной стабилизации длительностью до 10 лет и даже уменьшения температуры. Однако это вовсе не значит, что общий тренд глобального потепления при этом исчезает.

Говоря о "пылевой теории" группы Стожкова, Спорышев отмечает, что в ней "молчаливо предполагается", что никакие другие факторы и, в частности, деятельность человека в этот период не оказывали существенного влияния на климат Земли. "Безусловно, этот подход нельзя назвать корректным", - сказал он.

По его словам, если учесть другие климатические факторы, влияние космической пыли оказывается на порядок меньше: расчеты итальянского ученого Антонио Цекка (Antonio Zecca) и его коллег, опубликованные в 2009 году в Journal of Atmospheric and Solar-Terrestrial Physics, показывают, что оно не превышает 0,08 градуса. Причем в ближайшие 40 лет влияние космической пыли будет способствовать усилению потепления приметно на 0,02 градуса за 10 лет.

"Таким образом, воздействие космической пыли по величине близко к другим естественным воздействиям на климатическую систему Земли и не может остановить наблюдаемое потепление", - заключил климатолог.