Начало > Эко новости > Насекомые опыляли растения еще во времена динозавров, считают ученые

Насекомые опыляли растения еще во времена динозавров, считают ученые

15/05/2012 19:35 / 👁 1029 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Ученые нашли на севере Испании в кусках застывшей смолы останки насекомых, которые опыляли растения около ста миллионов лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of the Sciences. Gymnopollisthrips minor. Фото: http://www.scientias.nl Gymnopollisthrips minor. Фото: http://www.scientias.nl

"Ученые обнаружили в двух образцах янтаря мелового периода (около 110-105 миллионов лет назад), найденных на севере Испании, несколько экземпляров крошечных насекомых с пыльцой растений на теле", - сообщают авторы статьи международной группы ученых под руководством Энрике Пеньялвер (Enrique Penalver) из мадридского Горно-геологического института.

Как поясняют ученые, в двух кусочках янтаря были найдены шесть останков женских особей насекомых отряда трипсов или пузыреногих, длиной до двух миллиметров. Ученые также установили, что найденные насекомые обладали специальными волосками с кольчатой структурой, с помощью которых древние насекомые могли собирать и переносить пыльцу. Подобные волоски есть у современников ископаемых насекомых - домашних пчел.

"Исследователи отнесли находки к новому роду насекомых Gymnopollisthrips и выделили два новых вида Gymnopollisthrips minor and Gymnopollisthrips major", - говорится в статье.

Как уточняется в сообщении, ученые использовали синхротронное излучение для изучения образцов пыльцы и останков насекомых. При этом методе ученые получают своеобразный "негатив" содержимого застывшей смолы, в котором можно увидеть мельчайшие частицы пыльцы, покрывающие тело насекомых.

Кроме того, удалось установить, что пыльца, скорее всего, принадлежит двум видам древнейших растений - саговникам и деревьям гингко.

"Какой смысл с точки зрения эволюции был в том, чтобы эти крошечные насекомые сто миллионов лет назад умели собирать и переносить пыльцу гинкго? Их специальные волоски никак не могли повлиять на эволюцию деревьев. Пользу же для самих трипсов можно объяснить только возможностью кормить их личинки пыльцой", - считают авторы сообщения.

Согласно этому предположению, древние трипсы формировали колонии с личинками, живущими в семяпочках некоторых деревьях гинкго, таким образом, находя для себя укрытие и защиту. При этом женские особи насекомых, перенося личинки с одного дерева на другое "подкармливали" свое потомство, а заодно опыляли деревья.

"Совместная эволюция растений и насекомых - это величайшая история успеха. Она началась около ста миллионов лет назад, как видно по этому упавшему с дерева куску смолы. Найденные насекомые могут на самом деле оказаться одним из первых насекомых-опылителей в истории, обитавших задолго до того, как появились современные цветочные опылители", - сказала руководитель группы исследования образцов Кармен Сориано (Carmen Soriano), слова которой приводятся в сообщении Европейского центра синхротронного излучения (ESRF).