Начало > Эко новости > Впервые расшифрован геном пресмыкающегося

Впервые расшифрован геном пресмыкающегося

06/09/2011 09:10 / 👁 1269 / Поделиться:
Героем исследования стала ящерица - анолис каролинский (Anolis carolinensis). Расшифровка её генома прояснила эволюцию позвоночных, а также помогла получить ответы на некоторые вопросы, связанные с выходом жизни на сушу.Рептилии и птицы являются амниотами, которых можно назвать первыми наземными позвоночными, отделившимися 320 миллионов лет назад от всех остальных животных планеты. Данные, полученные в ходе исследования ящерицы, как ни странно, помогут лучше понять геном человека, отмечают учёные. В частности, прояснить историю транспозонов (фото David E. Scott, Savannah River Ecology Laboratory, Aiken, SC, USA). Данные, полученные в ходе исследования ящерицы, как ни странно, помогут лучше понять геном человека, отмечают учёные. В частности, прояснить историю транспозонов (фото David E. Scott, Savannah River Ecology Laboratory, Aiken, SC, USA).

Рептилии и птицы являются амниотами, которых можно назвать первыми наземными позвоночными, отделившимися 320 миллионов лет назад от всех остальных животных планеты. Прежде учёные расшифровывали геномы птиц (курицы, индейки и зебровой амадины), а пресмыкающихся обходили стороной. "Ранее эту кладу генетики полностью игнорировали", - рассказывает ведущий руководитель проекта Джессика Альфёльди (Jessica Alföldi) из института Броуд в Бостоне.

Однако птицы обладают довольно необычным геномом, и их нельзя считать типичными представителями амниотов. Так, учёные выяснили, что в отличие от птиц, у которых половую принадлежность определяют Z- и W-хромосомы (причём женские организмы обладают набором ZW, а мужские - ZZ), у ящериц XX-набор хромосом делает организм женским, а XY - мужским.

Геном Anolis carolinensis также прояснил эволюцию появления яиц с защитным покровом (наиболее известный пример - скорлупа). Именно амниоты заполучили это изобретение природы, которое избавило животных от необходимости откладывать яйца в воду и позволило заселить сушу, так как защищало зародыши от пересыхания.

Анолисы - пример эволюционной адаптации, поэтому биологи часто используют их в своих исследованиях. Альфёльди и её коллеги сравнили полученный геном с более короткими последовательностями, извлечёнными из материала представителей 92 других видов рода. Оказалось, что общие черты видов - следствие конвергентной эволюции, а не межостровной миграции.

Прочие подробности - в открытой статье в журнале Nature.