Начало > Эко новости > У рачка дафнии нашли белки человеческого мозга

У рачка дафнии нашли белки человеческого мозга

23/03/2011 14:09 / 👁 1613 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Международный проект по секвенированию генома дафнии преподнёс сюрпризы: у этого примитивного ракообразного нашли гены, характерные для млекопитающих. Несмотря на громадное разнообразие ракообразных и их ведущую роль во многих экосистемах (достаточно вспомнить, что они составляют бóльшую часть морского зоопланктона), их генетическая структура оставалась во многом неизвестной. Дафния Daphnia pulex. Наша родственница. (Фото Ravenz Shadow.) Дафния Daphnia pulex. Наша родственница. (Фото Ravenz Shadow.)

Несмотря на громадное разнообразие ракообразных и их ведущую роль во многих экосистемах (достаточно вспомнить, что они составляют бóльшую часть морского зоопланктона), их генетическая структура оставалась во многом неизвестной. Рачок дафния (Daphnia pulex) удостоился чести стать в своём классе первым, чей геном подвергся полной расшифровке.

И этот геном преподнёс сюрпризы. Ко всеобщему удивлению, учёные из Гётеборгского университета (Швеция), участвовавшие в международном проекте по расшифровке генома дафнии, обнаружили в нём гены нейроторофинов - белков, которые, как полагали до сих пор, есть исключительно у позвоночных.

У млекопитающих нейротрофины участвуют в процессах обучения, развития нервной системы и памяти. Их наличие у такого "простого" организма, как дафния, говорит о том, что мы думали о ракообразных хуже, чем они есть на самом деле. По крайней мере устройство их нервной системы может быть в скором времени пересмотрено. Впрочем, данные шведских учёных - лишь часть огромного проекта, о результатах которого можно прочесть в статье, опубликованной в журнале Science.

В то же время у нейротрофинов дафнии есть ещё один смысл - экологический. Ракообразные - чрезвычайно дифференцированная и широко распространённая группа организмов, живущих как в солёных, так и в пресных водоёмах. Кроме того, что они несут на своих плечах (точнее, на клешнях) целые экосистемы, у них есть ещё и заметное экономическое значение (чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой магазин и полюбоваться на креветок). Наконец, многие из них, что называется, "вредят народному хозяйству", поскольку являются опасными паразитами рыб, в том числе промысловых.

При этом многие слышали, что ракообразные - это "индикаторы чистоты воды". Но как и почему они являются такими индикаторами, во многом загадка. Зато известно, что у млекопитающих пресловутые нейротрофины и их рецепторы чрезвычайно чувствительны к дефициту кислорода, токсичным загрязнениям и вообще к экологическим проблемам. Поэтому обнаружение у ракообразных этих чувствительных к окружающей среде белков позволит более точно и адекватно понимать "сообщения" всевозможных рачков о том, что именно не так с экологией в отдельно взятом регионе. А регионов у них под наблюдением много!