Начало > Эко новости > Эффекты глобального потепления можно изучать с помощью гербариев

Эффекты глобального потепления можно изучать с помощью гербариев

22/09/2010 12:15 / 👁 1243 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Ученые установили, что собранные и засушенные более 150 лет назад образцы цветковых растений отражают изменения в климате, наблюдаемые ботаниками в опытных биологических станциях в наши дни, что послужит дополнительным источником данных для изучения глобального потепления и его эффектов, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Journal of Ecology. Планета Земля. Фото: http://astronomus.ru Планета Земля. Фото: http://astronomus.ru

Эти данные позволят лучше понять механизмы отклика растений на происходящие в настоящее время климатические изменения и спрогнозировать эффекты глобального потепления, которые следует ожидать в грядущие десятилетия.

В настоящее время такие данные о естественных изменениях в фенологии растений - дисциплине, описывающей временные сдвиги в наступлении времени цветения, распускания листьев и так далее в ответ на климатические перемены - поступают исключительно из данных полевых исследований последних десятилетий, чего для составления полноты картины совершенно недостаточно.

Авторы новой публикации, британские ученые, заново изучившие гербарии растений, цветших примерно 150 лет назад, установили, что источником таких недостающих данных могут быть музейные коллекции.

Ученые показали на примере орхидей вида Ophrys sphegodes, цветущих ранней весной, что, как и сегодня, 150 лет назад период их цветения был надежным показателем наступления необычно теплой весны. Среднее потепление климата в весенний период на один градус Цельсия означало наступление цветения на шесть дней раньше.

Это наблюдение, выявленное учеными на примере 77 образцов засушенных орхидей из коллекций Королевского ботанического сада и Музея естественной истории в Лондоне, в точности соответствует тому, что сегодня ботаники могут наблюдать на своих опытных грядках.

Это исследование является первым подтверждением тому, что взаимосвязь фенологии растений с климатическими переменами может быть достоверно изучена на примере музейных коллекций даже в том случае, если полевые эксперименты с каким-либо конкретным типом растений просто не проводились.

"Современное глобальное потепление, несомненно, повлияло на периодичность и время наступления сезонных периодов развития многих организмов. Понимание этих процессов необходимо для получения возможности прогнозировать дальнейшие изменения. Потенциально разрушительные для экосистем последствия все ускоряющегося глобального потепления при этом могут быть предсказаны только в том случае, если подобная информация будет известна для каждого вида растений или животных", - сказал соавтор публикации, профессор Энтони Дэви (Anthony Davy) из Университета восточной Англии, слова которого приводит пресс-служба издательства Уили-Блэкуэлл, выпускающего журнал.

"Более того, нам нужна информация, собранная за длительный промежуток времени, для того, чтобы эффекты, связанные с климатическими изменениями, можно было отчетливо распознавать на фоне других типов фенологических изменений. Данные полевых исследований в настоящее время простираются на считанные годы, поэтому возможность компенсировать этот недостаток за счет музейных коллекций для нас очень важна", - добавил ученый.

В настоящее время музейные коллекции насчитывают около 2,5 миллиарда образцов растений и животных. Многие из них сопровождают точные данные о времени и месте сбора или поимки экспоната. Некоторые из музейных образцов попали в коллекции более 250 лет назад.