Начало > Эко новости > У табака открыта необычная защита от гусениц

У табака открыта необычная защита от гусениц

01/09/2010 10:29 / 👁 1271 / Поделиться:
Обнаружен любопытный механизм привлечения растениями на подмогу "личной армии" хищных насекомых, причём работает он не без помощи самого врага. Открытие сделали немецкие учёные из института химической экологии Макса Планка (ICE MPG) и их голландские коллеги из Сваммердамского института (SILS). Гусеница. Фото: http://science.compulenta.ru Гусеница. Фото: http://science.compulenta.ru

Исследователи работали с растениями дикого табака Nicotiana attenuata, листьями которого питаются гусеницы бражника Manduca sexta. Ранее немецкие специалисты уже выявили взаимосвязь между появлением гусениц и форсированным закрытием цветков табака. Теперь удалось описать другой механизм защиты растения, которому невольно сами бражники и способствуют.

Учёным уже было известно, что при механических повреждениях табак выделяет химические смеси, которые служат сигналом тревоги. Как сообщают специалисты в пресс-релизе (PDF-документ), ныне они выяснили: вариант летучих химикатов-сигнализаторов, испускаемый в присутствии гусеницы, работает гораздо лучше, чем без неё.

Эксперимент показал, что исходные вещества, производимые самим табаком, именно при взаимодействии со слюной гусеницы преобразуются в форму, которая гораздо лучше привлекает к атакуемому растению хищных клопов из рода Geocoris. Последние быстро расправляются с бражниками.

Завлекающий запах при таком синтезе действует втрое эффективнее, чем в случае, когда растение само продуцирует "тревожные" соединения. Вдобавок на самостоятельную выработку оптимального состава без привлечения слюны гусеницы табаку потребовалось бы около суток. А так "набат" срабатывает, едва пожиратель зелени попадает на лист.

Статья учёных опубликована в Science.