Начало > Эко новости > Гены, повышающие урожайность риса, выявили ученые

Гены, повышающие урожайность риса, выявили ученые

24/05/2010 15:15 / 👁 1241 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Гены, позволяющие поднять урожайность риса на 10% по сравнению с лучшими современными сортами, определили ученые, что поможет не допустить предсказываемого экономистами продовольственного кризиса на планете, сообщается в двух независимых статьях, опубликованных в журнале Nature Genetics. Рис. Фото: http://olx.ru Рис. Фото: http://olx.ru

Две независимые группы исследователей, одна под руководством Цзя Ян Ли (Jiayang Li) из Института генетики и биологии развития Китайской академии наук, а вторая, возглавляемая Матаюки Ашикари (Motoyuki Ashikari) из Нагойского института в Японии, установили, что одна из вариаций гена OsSPL14 в ДНК риса отвечает за количество зерен, приносимых растением.

Теперь разработке ученых предстоит пройти полевые испытания.

Рис является основным типом пищи, употребляемым примерно половиной населения Земли. Согласно прогнозам экспертов, его производство к 2050 году должно удвоиться, чтобы удовлетворить потребности растущего населения Земли.

В своей работе, по поиску генов, отвечающих за повышенную урожайность риса, ученые использовали различные стратегии. Группа китайских ученых скрещивала между собой сорта, имеющие различное количество стеблей у одного растения. Чем меньше у растения стеблей, тем больше, как правило, его урожайность. Японские специалисты использовали в своей работе сорта растения, отличающиеся количеством производимых зерен.

После многократных скрещиваний растений и получения большой базы данных генетического анализа полученных модификаций риса, обе группы независимым путем установили, что менее распространенная версия (аллель) гена OsSPL14 соответствует меньшему количеству стеблей рисового растения и на 40% большему количеству зерен в урожае. В пересчете на массу продукта, выигрыш в урожайности, который показали обе группы исследователей, составляет 10%.

Китайская группа ученых сумела продемонстрировать свой результат не только на лабораторных образцах, но и в результате небольшого полевого исследования.

Авторы публикаций полагают, что выведение генетически модифицированных сортов, не только обладающих высокой урожайностью, но и сочетающих в себе устойчивость к засухам, наводнениями и вредителям, доступные фермерам, появятся через пять лет.