Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Почему машины на метане пока не могут конкурировать с авто на бензине и дизеле

Почему машины на метане пока не могут конкурировать с авто на бензине и дизеле

15/01/2025 14:20 / 👁 107 / Поделиться:
Всего полпроцента от общего числа автомобилей в регионах Северо-Запада составляют машины на газомоторном топливе. Такую статистику озвучили на прошедшем в Калининграде Всероссийском газомоторном форуме.

Столь невысокую популярность экологичного метана эксперты объясняют дороговизной самих автомобилей и все еще недостаточно развитой инфраструктурой.
Газомоторное топливо в регионе стоит чуть больше 25 рублей за литр. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости Газомоторное топливо в регионе стоит чуть больше 25 рублей за литр. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Уравновесить автомобильный рынок помогут меры господдержки и новые инвестиционные проекты.

По последним подсчетам, число произведенных машин на метане выросло в 2024 году сразу на 290 процентов по сравнению с 2023-м. Всего концерны произвели порядка четырех тысяч автомобилей. Объем продаж тоже подрос - на 163 процента.

Несмотря на положительную динамику, тягаться с классическими двигателями внутреннего сгорания (ДВС) такие авто пока не могут в силу объективных причин. Как отметил председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, для российского газового гиганта обустройство заправочной инфраструктуры - пока убыточная история.

Да, отечественные станции могут разом принять около полумиллиона автомобилей, только желающих "залить" в свой бак метан пока немного.

Всего в российских регионах, по сведениям Автостата, насчитывается более 300 тысяч автомобилей на метане. При этом общее количество машин в нашей стране перешагнуло порог в 55 миллионов штук. Газовые заправочные станции сегодня заполнены лишь на 30 процентов. Это свидетельствует о достаточно слабом развитии рынка газомоторного топлива.

Аналитики видят проблему не только в частных авто, но также в парках общественного, грузового и речного транспорта, владельцы которых не спешат переходить с дизеля на метан. Пока активную работу в этом отношении в СЗФО начали лишь в Санкт-Петербурге: около 75 процентов автобусов там перевели на газ, что сразу позволило изменить к лучшему экологическую ситуацию. В других регионах Северо-Запада процесс пока буксует.

- В первую очередь это связано с ценовой политикой. Сегодня машина на метане в среднем на полтора миллиона дороже аналога на бензине или дизеле. Высокая стоимость тормозит развитие рынка, поскольку покупатели не готовы платить больше даже с учетом будущей экономии на топливе, - рассказал корреспонденту Российской газеты автомобильный эксперт Владислав Кагаев. - До тех пор пока производители и продавцы не урегулируют ценовой вопрос, говорить об увеличении доли рынка экологичного автотранспорта не приходится. Кроме того, следует учитывать возможные проблемы с обслуживанием газомоторного оборудования. Подобные специалисты есть не во всех регионах СЗФО.

Доводы своего коллеги разделяет владелец калининградского автосервиса Артем Прокошин. По его мнению, опасения касательно взрывоопасности автомобилей на газомоторном топливе сильно преувеличены, но не каждый мастер, привыкший работать с ДВС, возьмется за их ремонт.

- Пока этот вопрос находится в компетенции специализированных автосервисов. С бензиновыми и дизельными двигателями все проще. Последние можно, грубо говоря, отремонтировать относительно недорого у частника в гараже. Газ требует соблюдения жестких правил безопасности. Само оборудование ремонтопригодное, и каких-либо проблем с его починкой или заменой не возникает, - заключил эксперт.

Зато экономия от заправки метаном колоссальная. Для примера, литр 95-го бензина в Калининградской области уже давно стоит больше 62 рублей. Дизель вовсе преодолел отметку в 70 рублей. За газомоторное топливо тем временем просят чуть больше 25 рублей за один литр.

Согласно данным статистики, на конец 2024 года цена на компримированный природный газ в Северо-Западном федеральном округе оставалась стабильно низкой и не превышала 50 процентов от стоимости привычных видов топлива. В среднем автомобиль на метане при активном использовании может сэкономить владельцу более десяти тысяч рублей в месяц.

Если говорить об общественном транспорте, то там экономия еще выше. Один автобус в Петербурге проезжает около десяти тысяч километров в месяц. Использование газомоторного топлива вместо дизеля позволяет экономить более 173 тысяч рублей с одной машины.

Перевод транспорта на газ в целом позволил отечественным предприятиям сэкономить свыше 70 миллиардов рублей. При этом объем выбросов парниковых газов в атмосферу сократился почти на три миллиона тонн.

Драйвером развития рынка газомоторных автомобилей должно стать их серийное производство, что позволит снизить цены на такие машины и сделать их доступнее для рядового потребителя. Так, например, калининградский завод "Автотор" стал первым предприятием в стране, которое начало выпускать легковушки на метане на конвейере.

- Эта технология позволяет нам не только производить, но и быстро адаптировать уже существующие модели для оснащения газовым оборудованием. Предприятие готово к наращиванию мощностей и дальнейшей работе по переводу транспорта на газ, - подчеркнул председатель совета директоров завода-производителя Валерий Горбунов.

Сделать машины на метане популярнее помогут меры господдержки. Одна из них - софинансирование при переоборудовании автомобиля. Так, например, на установку газобаллонного оборудования в легковушку массой до 1,8 тонны из бюджета выделяют 65 тысяч рублей. Это позволяет сократить расходы до 46 тысяч рублей.

На форуме в Калининграде представители отрасли также предложили ввести льготы на проезд по платным участкам федеральных дорог, парковку и лизинг для владельцев авто на природном газе. Аналогичные меры поддержки уже работают для электрокаров.

Цифра

1,5 миллиарда кубометров газа потребляют ежегодно автовладельцы в регионах России.

Кстати

По прогнозам Минэнерго РФ, к 2035 году автовладельцы будут потреблять 15,4 миллиарда кубов газа.

Последние новости

Популярные новости