Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Earth History and Biodiversity.
Пещерные львы (Panthera spelaea) представляют собой, пожалуй, самых известных ископаемых крупных хищников, которые в эпоху плейстоцена обитали на обширных пространствах от Западной Европы до Аляски и Юкона.
По размеру пещерные львы, эволюционная линия которых выделилась около полумиллиона лет назад, превосходили африканских родственников. Так, длина тела самцов достигала приблизительно 2,5 метра, а масса — 350 килограмм. По современным оценкам, P. spelaea вымерли около 14 тысяч лет назад или чуть позже.
Эрве Бохеренс (Herve Bocherens) из Тюбингенского университета и Ирина Кириллова (Irina Kirillova) из Института географии РАН проанализировали изотопный состав костей и зубов пещерных львов и некоторых других животных, останки которых нашли в разных уголках ареала грозных хищников. Для этого они собрали ранее опубликованные данные по P. spelaea и дополнительно исследователи 19 костей пещерных львов из Нижнего Поволжья (n = 1), с Урала (n = 1) и Алтая (n = 9), а также из Якутии (n = 8). Также ученые дополнили базу данных аналогичными сведениями о потенциальных объектах охоты крупных кошек.
В общей сложности исследователи собрали базу данных, которая включала сведения об изотопном составе 160 образцов пещерных львов, причем для 104 из них были измерены как соотношения изотопов углерода, так и азота (последних в базе заметно меньше). Затем находки разделили на семь географических регионов и проанализировали рацион обитавших там особей.
В большинстве случаев основной добычей пещерных львов в разных уголках Евразии и Аляски выступали северные олени (Rangifer tarandus), что, в частности, показывали и прошлые исследования. При этом некоторые особи предпочитали охотиться на пещерных медведей (Ursus spelaeus). Так, в Западной Европе останки одного такого пещерного льва нашли в бельгийской пещере Гойе, другого — в немецкой пещере Холе-Фельс, а третьего — в швейцарской пещере Бэренлох.
Пещерные львы, найденные на чешских памятниках Пршедмости и Миловице, также, скорее всего, в основном питались мясом северных оленей, однако, возможно, что значимыми объектами их охоты выступали и овцебыки (Ovibos moschatus). Примечательно, что львы из этого региона, по всей видимости, употребляли в пищу меньше мяса мамонтов (Mammuthus primigenius), чем обитавшие здесь другие хищные животные: волки (Canis lupus), бурые медведи (Ursus arctos) и даже лисы (Vulpes vulpes) и росомахи (Gulo gulo). Что касается еще одного региона — Урала, то на его территории львы тоже предпочитали охотиться на северных оленей, за исключением нескольких особей, которые добывали заметное количество пещерных медведей.
В Южной Сибири пещерные львы, найденные на Алтае, в основном питались копытными животными — по-видимому, оленями и полорогими. Вероятно, рацион этих хищников ничем особенно не выделялся и в Северо-Восточной Сибири, и Восточной Берингии, где ученые не заметили серьезных указаний на то, что львы могли охотиться на очень крупных животных — в первую очередь мамонтов. Кроме того, исследователи отметили, что соотношение изотопов углерода и азота в костях и зубах пещерных львов из разных уголков Евразии и Аляски позволило сделать вывод, что они предпочитали одиночную охоту. Этим они отличались от других высших хищников позднего плейстоцена — пещерных гиен (Crocuta crocuta spelaea), которые были более коллективными животными.