Резкие скачки в весе манулов объясняются тем, что в дикой природе они живут в суровом степном климате. Густой пышный мех позволяет этим уникальным кошкам выживать в суровые морозы в −50 градусов по Цельсию, однако короткие лапы, на которых сложно долго передвигаться по глубокому снегу, не позволяют хищникам эффективно охотиться. Поэтому к зиме манулы делают большие запасы жира.
«Зимой у манулов намного меньше корма, так как часть грызунов спит. Кроме того, у кошек большие энергозатраты. В очень сильные морозы манулы могут спать в норе неделю и более. В целом, по нашим наблюдениям, за четыре холодных месяца манулы теряют треть массы. Те, у кого недостаточно жира с осени, в малокормные зимы до весны не доживают», – прокомментировал директор заповедника «Даурский» Алексей Черепицын.
Особенно важен процесс накопления жировых запасов в жизни зверей, проводящих длительный зимний период во сне. Это позволяет животным несколько месяцев обходиться без еды и пережить зиму.
В Сихотэ-Алинском заповеднике в Приморье сотрудники ведут наблюдение за енотовидной собакой – единственным представителем семейства псовых, который проводит зимний период с декабря-января по февраль-март во сне. Осенью и весной в рацион этих хищников входят луковицы, корневища, ягоды, семена злаков и орехи, тогда как летом основное место в рационе занимает животная пища. А в Уссурийском заповеднике сейчас полным ходом идёт подготовка к зиме бурундуков – они поедают черёмуху.
В Присурском заповеднике в Чувашской Республике констатируют, что резкие смены погодных условий весной, устойчивая жара и засуха летом этого года не помешали суркам вовремя накопить в своём организме жировые запасы, необходимые для зимы. Во время нажировки сурок-байбак обычно съедает до 1-1,5 килограмма растительной массы. Во второй половине лета, когда степная растительность выгорает, байбаки всё дальше отходят от своих нор в поисках влажных участков с сочной травой. Потребляют сурки и животные корма – моллюсков, саранчовых, гусениц, обычно поедая их вместе с травой.
В Алтайском заповеднике в Республике Алтай недавно заметили медведицу при подготовке к зимнему сну. Сотрудники заповедной территории отмечают, что летом медведи хорошо отъедаются, потребляют в день до 20 тысяч калорий и нагуливают до 15 сантиметров белого жира. Кроме того, нажировка приводит к появлению у медведей особо вида жира – бурого, который эффективнее согревает зверя зимой. Обычно бурого жира у крупного медведя около пяти-семи килограммов. Это ценное хранилище витаминов, в первую очередь – витамина Е, который необходим весной для нормальной работы половых желёз.
Наступление периода сна у медведей зависит, прежде всего, от температуры и погодных условий. Считается, что сигналом для косолапых является постоянный снежный покров и температура ниже нуля, которая держится несколько дней подряд. Нагуляв жир, звери устраиваются в берлоге. В регионах, где основным кормом медведей является растительность, звери уходят спать раньше – как только еда перестаёт приносить пользу их организму. А в тех местах, где в рационе преобладает животный корм, косолапые ложатся спать позже.
Камчатка – один из таких регионов. Курильское озеро, расположенное в Южно-Камчатском заказнике, известно на весь мир тем, что фотографы могут снимать в этой местности медведей на снегу. Возможность сделать уникальные кадры объясняется тем, что местным медведям всю зиму доступен их основной нажировочный корм – рыба.
Нерка, пусть и в меньших количествах, нерестится в озере весь зимний период, поэтому время залегания медведей в берлоги сильно растянуто и длится с октября до начала февраля. Это особенность камчатской популяции бурого медведя. Поздней осенью или ранней зимой на Курильском озере можно часто увидеть, как медведицы в поисках рыбы бродят по берегу, а медвежата, едва поднимая головы, следуют за ней, борясь с сонливостью.
По-разному готовятся к зиме и киты. Совсем недавно ученые установили, что у краснокнижных серых китов, летом и осенью нагуливающих жир у побережья Чукотки, Камчатки и Сахалина, рацион состоит из разных донных организмов. Исследования уже несколько лет проводят специалисты Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН совместно с Камчатским филиалом Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Чукотским арктическим научным центром и институтом биологии Карельского научного центра РАН. В этом году учёные сосредоточились на изучении акватории Кроноцкого залива Кроноцкого заповедника в Камчатском крае.
Результаты лабораторных анализов показали, что на Чукотке пищевые цепи длиннее, то есть включают больше элементов. Серые киты охотоморской популяции питаются там в основном несколькими видами рачков-бокоплавов и рыбой песчанкой. На Камчатке и Сахалине пищевые цепи короче, в рационе китов преобладают ракообразные других видов, конкретные виды многощетинковых червей и двустворчатых моллюсков.
Киты не спят зимой, но жировые запасы нужны им на период длительных миграций.
«На местах зимовок китов, которые находятся в районе Калифорнии, нет столько пищи, чтобы жить на ней весь год. А в холодных водах летом большое количество кормовых объектов, поэтому они приходят к дальневосточному побережью Тихого океана нагуливать жир. Причем еды столько, что киты могут запасти толстый слой жира на весь год вперёд, даже с учётом энергозатратной миграции через океан. Поэтому китам важно накопить жир летом, а нам отследить – хорошо ли они его накопили», – рассказал ведущий инженер ИПЭЭ РАН им. А. Н. Северцова Матвей Мамаев.