Кошки присутствуют на средневековых картинах в домашней обстановке во время трапезы. Фреска с «Тайной вечерей» 1320 года итальянского художника Пьетро Лоренцетти включает изображение кошки, которая греется у огня, и собаки мелкой породы, которая доедает с тарелки остатки пиршества.
Иллюстрация из «Часослова» фламандского миниатюриста Жерара Хоренбоута 1500 года также демонстрирует сцену из домашней жизни, но уже без религиозного сюжета. Женщина накрывает на стол, а кошка наблюдает за ней, сидя рядом на полу.
У питомцев того времени, как и у наших, были свои имена. К примеру, пушистая обитательница французского аббатства Болье носила прозвище «Mite», что означает «маленькое существо». Об этом свидетельствует надпись над ее рисунком на полях рукописи XIII века.
Иллюстрация: London British Library. Manuscript 35313, folio. 1 verso. C,
Стихотворения и хвалебные речи XVI века, посвященные кошкам, указывают на эмоциональную привязанность хозяев к своим четвероногим друзьям. В одном из таких произведений кошка — верная спутница ученого, которой он сердечно дорожит. Как видно, животное служило моральной поддержкой для человека, помогало отвлечься и расслабиться после интеллектуальных трудов.
Иллюстрация: Antonio d’Ubertino Verdi, called Bachiacca (Florence 1499-1572)
Содержание домашних питомцев для знатных особ считалось признаком высокого статуса. На средневековых портретах часто можно увидеть представителей высшего общества вместе со своей любимой кошкой или собакой.
Как правило, состоятельные хозяева души не чаяли в своих любимцах, приобретая для них все самое лучшее. Так, финансовые отчеты одного из английских поместий включают расходы на изысканное угощение для кошки. Французская королева Изабелла Баварская также не скупилась на еду и аксессуары для своих питомцев. Согласно записям, у ее ручной белки был золотой ошейник с жемчугом, изготовленный на заказ, а для кошки приобретали дорогие ткани, чтобы сшить ей покрывало.
Иллюстрация: Wikimedia Commons
Несмотря на многочисленные примеры хорошего отношения к кошкам в средние века, были и критики, недовольные их содержанием в доме по практическим или мистическим соображениям. Некоторые проповедники, такие как англичанин Джон Бромьярд, называли домашних питомцев бесполезной игрушкой богачей, тративших на них круглые суммы, в то время как бедняки голодали.
Были и такие, кто сторонился кошек из-за средневековых суеверий. Хитрых и ловких охотниц подозревали в связях с темными силами, что привело однажды к их массовому истреблению. В результате во время страшных эпидемий в городах хозяйничали крысы.
Но судя по документам, официальных запретов относительно кошек не существовало. И даже в религиозных общинах, в стенах монастырей они находили заботу и ласку вопреки всем предрассудкам.
Иллюстрация: Last Supper (1320), by Pietro Lorenzetti
Исследование опубликовано в The Conversation.