Начало > Эко новости > Кто живет в почве на глубине 2500 метров? Под дном Тихого океана нашли неизвестные экосистемы

18/10/2024 16:15 / 👁 82 / Источник / Поделиться:
Статья
Оказалось, что это вовсе не одноклеточные, которых ожидали там встретить биологи кадр видео NPG Press / YouTube кадр видео NPG Press / YouTube

Международная команда океанологов, биологов и экологов открыла под морским дном Восточно-Тихоокеанского поднятия процветающий животный мир. Это целая экосистема в скрытых полостях под гидротермальными источниками на глубине более 2500 метров.

«Мы даже не знали, что там есть полости», — призналась одна из авторов исследования, морской биолог Моника Брайт.

До сих пор ученые если и допускали существование жизни в толще под видимым дном океана, то только вирусов и одноклеточных микробов. Об открытии океанологи рассказали в научном журнале Nature Communications.

Кто проживает под дном океана

Команда исследовала гидротермальные поля Восточно-Тихоокеанского поднятия, которые находятся на глубине 2515 метров от поверхности. По словам специалистов, они до сих пор мало изучены. Это темные и негостеприимные для человека глубины, на которых экстремальные давление и холод создают условия, делающих их недоступными для таких существ с поверхности, как мы. Однако современные беспилотные аппараты постепенно открывают для нас этот мир.

Исследователи хотели внимательнее рассмотреть эту вулканически активную область. Известно, что из гидротермальных оазисов на дне просачиваются тепло и минералы, поэтому предполагается, что ими должна пользоваться развитая придонная экосистема.

LUMA Storytelling Ltd

Фото: LUMA Storytelling Ltd.

Ученые cпустили дистанционно-управляемый глубоководный аппарат с исследовательского судна Falkor Too для изучения этой жизни вокруг вулканических жерл и гидротермальных оазисов поднятия. Собирая образцы, они неожиданно «пробили дно» и обнаружили полости под ним. К тому же «густонаселенные».

«Однажды мы попытались собрать камни на дне, чтобы поискать личинки трубчатых червей на его поверхности, и буквально провалились в полости, где обнаружили животных».

Моника Брайт
морской биолог из Венского университета

Это многоклеточный мир, о котором до сих пор даже не подозревали биологи

Полости эти находятся на глубине 10 сантиметров в толще морского дна, а заполнены они нагретой вулканической активностью водой температурой около 25 °C. В полученных из них пробах на данный момент идентифицировали по меньшей мере 10 видов, включая такие, как кольчатые черви, морские улитки и гигантские трубчатые черви рифтии (Riftia pachyptila). Это многоклеточный мир, о котором до сих пор даже не подозревали биологи.

Ранее рифтий, например, находили на поверхности дна и в лавовых трещинах. Считалось, что их личинки распространяются в толще воды, однако их никогда там не наблюдали. Теперь ученые предполагают, что скрытая под дном в полостях экосистема связана с экосистемой на морском дне.

Колонизаторы-вулканологи

«Эти личинки перемещаются под морским дном с помощью гидротермальных жидкостей. Это означает, что они могут заселять жерла вулканов снизу (а не сверху, из толщи воды). Некоторые из них оседают в полостях, если условия подходящие. Некоторые могут вымываться из недр и заселять поверхность».

Моника Брайт
морской биолог из Венского университета

Таким образом, эти существа способны колонизировать морское дно, когда происходят извержения вулканов.

Ученые намерены продолжить исследования поддонного мира, чтобы выяснить, как далеко и глубоко он распространяется, нуждаются ли эти сообщества в защите, например, при глубоководной добыче ископаемых. По словам авторов, потребуется разработка аппаратов, которые смогут проникать не только в глубины океана, но и в толщу земной коры под ними.