Екатерина Ткачук пришла на факультет дизайна университета, уже имея диплом о среднем профессиональном образовании. Возможно, поэтому с самого начала обучения она увлеклась не теорией идеального интерьера, а сугубо прикладными вещами. Точнее, тем, как можно своими руками делать красивые, оригинальные вещи, которые способны украсить любое место. Как и другие студенты, она должна была уже со второго курса взяться за реализацию собственного проекта.
Именно так Екатерина оказалась в лаборатории художественной обработки стекла. Но здесь ее ожидала проблема, знакомая большинству студентов. Для создания неповторимых стеклянных вещей требуется специальное стекло, которое стоит слишком дорого, если сопоставить его цену со студенческой стипендией. Однако Катю помимо творчества увлекала еще одна модная тема - вторичная переработка отходов. Вот только битые бутылки и оконное стекло не спешили спекаться в неповторимые панно.
Девушка стала погружаться в технологию изготовления материала. Выяснилось, что обычное, бытовое стекло можно обрабатывать лишь при температурах, которые заметно выше, чем те, что требуются для спекания специальных стекол. Да и вообще технология обработки этих материалов хотя и похожа, но имеет существенные отличия. Так начались эксперименты, которые Екатерина проводила под руководством декана Виталия Лисовского и старшего научного сотрудника Наили Саетовой. На каком-то этапе серьезную поддержку девушке оказал Фонд содействия инновациям по программе "Умник". В результате Катя разработала оксидный состав, который ускоряет спекание и позволяет снизить температуру обработки до 800 .С.
На вопрос, что это за "чудесный порошок", превращающий осколки стекла в мозаичные панно, она с улыбкой лаконично отвечает: "Секрет".
Сейчас Екатерина Ткачук отрабатывает различные элементы своей технологии уже в должности лаборанта Вятского госуниверситета.
- Я экспериментирую с объемными формами, чтобы не ограничиваться простой плиткой, а научиться создавать объемные вещи: тарелки, плафоны и тому подобное. Пока для примера есть только тарелка. Конечно, там не такая уж большая кривизна, но в нее уже что-то можно положить, - скромно признается Катя и на пару минут погружается в свой телефон, чтобы найти фото с результатами своего последнего эксперимента.
А здесь есть свои тонкости. Ведь для того чтобы осколки стекла сохранили свои очертания, а не растеклись бесформенными разводами, требуется более низкая температура. Вот только если "перестараться" с ее уменьшением, спекание будет недостаточно надежным и предмет, изготовленный по предложенной Екатериной технологии, может рассыпаться даже от легкого касания.
Екатерина не исключает, что в будущем она попробует поставить переработку стеклобоя по своей технологии на промышленные рельсы или создаст собственную художественную мастерскую. Впрочем, для нее главное, что хотя бы какое-то количество битого стекла не отправится на свалки, а станет основой для вещей, способных украсить современный интерьер. Тем более, как выяснила девушка, в России подобным пока никто не занимается.
- Я бы хотела, чтобы больше людей задумывались о вопросах окружающей среды и переработки отходов. Ведь тот мусор, который мы привыкли выбрасывать, это в первую очередь вторсырье, - именно такой смысл девушка вкладывает в свое изобретение, которое стало основой для поданной ею патентной заявки.