Самая первая Стратегия сохранения амурского тигра в нашей стране была утверждена в 1996 году. Вторая редакция – в 2010 году, ее целью являлось определение механизмов сохранения жизнеспособной популяции амурского тигра численностью не менее 500 особей с максимально возможным генетическим разнообразием на территории Российской Федерации. Эта цель достигнута в полной мере.
Новая, третья по счёту редакция Стратегии, рассчитанная на период до 2034 года, подготовлена рабочей группой, в которую вошли представители всех государственных, научных и общественных организаций, включенных в процесс сохранения амурского тигра. Председателем рабочей группы стал министр юстиции Российской Федерации, председатель Наблюдательного совета Центра «Амурский тигр» Константин Чуйченко.
Цель новой Стратегии — определить механизмы долговременного сохранения жизнеспособной популяции амурского тигра численностью не менее 700 особей для поддержания генетического разнообразия, гарантий бесконфликтного с человеком обитания подвида в дикой природе на территории нашей страны.
Для реализации цели следует решить следующие задачи:
Новая редакция Стратегии учитывает уже зарекомендовавшие себя инструменты, а также формулирует меры реагирования на новые угрозы популяции амурского тигра и задачи, которые, в связи с этим будут поставлены перед специалистами.
«Самая очевидная из новых угроз – болезни животных или, как правильно говорить, эпизоотии. От них страдают и сами тигры, и объекты их кормовой базы. Например, на отдельных участках ареала амурского тигра африканская чума свиней привела к гибели по некоторым оценкам до 70% кабанов. Сейчас их численность постепенно восстанавливается, но все еще далека от прежней, — говорит генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Еще один фактор, отражающийся на популяции тигра, – освоение Дальнего Востока. Любое поселение всегда несет риски возникновения лесных пожаров. Все больше людей разводят скот, что вместе с ростом популяции хищника приводит к росту конфликтных ситуаций. Нужно усиливать государственную систему их разрешения, требуется увеличить количество специальных групп. При разрешении конфликтных ситуаций в безопасности должны быть не только люди, но и сами тигры. Необходимо обеспечить гуманный отлов хищников и перемещение их в другую часть ареала. Также мы работаем над тем, чтобы законодательно закрепить правила содержания сельскохозяйственных животных в местах обитания тигра».
Еще одна из очевидных угроз для природы юга Дальнего Востока, которую олицетворяет собой амурский тигр, – негативное антропогенное воздействие, связанное с проектами отдельных коммерческих компаний в местах обитания редких краснокнижных животных и растений. Необходимо уделить внимание разрешению проблем, связанных с добычей полезных ископаемых, и созданию линейной инфраструктуры в ареале тигра. Хозяйственное развитие должно не угрожать природе, а напротив — помогать ее сохранять.
Отдельно стоит упомянуть международную составляющую Стратегии. Около 95% мировой популяции амурского тигра обитает на территории России, поэтому именно наша страна несет основную ответственность за сохранение уникального хищника. Тем не менее, его будущее зависит и от состояния мест обитания в сопредельных с Россией странах. Основной задачей в сфере международного экологического сотрудничества в настоящий момент является все более интенсивное взаимодействие с сопредельной Китайской Народной Республикой. Укрепление связей, обмен опытом и идеями с китайскими коллегами, создание трансграничных особо охраняемых природных территорий – все это благоприятно скажется на состоянии трансграничных популяций амурского тигра и дальневосточного леопарда. Вторая задача – участие в работе международных организаций и механизмов по сохранению природы, в том числе в Глобальном тигрином форуме и Международном альянсе больших кошек.
Следующий этап после утверждения Стратегии – разработка плана действий по ее реализации. Согласно распоряжению министра природных ресурсов и экологии России, это должно быть сделано в шестимесячный срок.