Начало > Эко новости > Одинаковые следы динозавров обнаружены на противоположных берегах Атлантического океана: 6000 километров

28/08/2024 20:42 / 👁 476 / Источник / Поделиться:
Статья
Согласно новому исследованию, совпадающие наборы следов, обнаруженные в Африке и Южной Америке, показывают, что динозавры когда-то путешествовали по своего рода «шоссе» 120 миллионов лет назад, прежде чем два континента разделились. Архивное фото: ru.wikipedia.org. Архивное фото: ru.wikipedia.org.

Палеонтологи обнаружили более 260 следов динозавров раннего мелового периода в Бразилии и Камеруне, которые в настоящее время находятся на расстоянии более 6000 километров друг от друга по разные стороны Атлантического океана, сообщает CNN.

Следы похожи по возрасту, форме и геологическому контексту, отмечает Луис Л. Джейкобс, палеонтолог из Южного методистского университета в Техасе и ведущий автор исследования, описывающего эти следы и опубликованного Музеем естественной истории и науки Нью-Мексико.

По словам соавтора исследования Дианы Вайнъярд, большинство окаменелых отпечатков были оставлены трехпалыми динозаврами-тероподами, в то время как некоторые, вероятно, принадлежали неуклюжим четвероногим зауроподам с длинными шеями и хвостами или птицетазовым, у которых строение таза было похоже на птичье.

Следы рассказывают историю о том, как перемещение огромных массивов суши создало идеальные условия для жизни динозавров до того, как суперконтиненты распались на семь континентов, которые мы знаем сегодня.

По словам Джейкобса, следы сохранились в грязи и иле вдоль древних рек и озер, которые когда-то существовали на суперконтиненте Гондвана, отколовшемся от более крупного массива суши Пангеи.

“Одной из самых молодых и узких геологических связей между Африкой и Южной Америкой был край северо-восточной Бразилии, расположенный на том месте, где сейчас находится побережье Камеруна вдоль Гвинейского залива”, - отмечает Джейкобс. “Два континента пересекались на этом узком участке, так что животные по обе стороны от этого соединения потенциально могли перемещаться по нему”.

Африка и Южная Америка начали отдаляться друг от друга около 140 миллионов лет назад, рассказывает CNN. Это разделение привело к образованию трещин в земной коре, и по мере того, как тектонические плиты под Южной Америкой и Африкой отодвигались, магма в мантии Земли создавала новую океаническую кору. Со временем Южная часть Атлантического океана заполнила пространство между двумя континентами.

Но до того, как произошли эти постепенные изменения, по мере того, как поверхность Земли раздвигалась, образовались различные типы бассейнов. Реки впадали в эти бассейны, образуя озера, отмечает Джейкобс.

Авторы исследования обнаружили свидетельства существования так называемого полуграбенового бассейна в регионе Борборема на северо-востоке Бразилии и аналогичного бассейна в бассейне Кум на севере Камеруна.

“Половинный грабен - это вытянутая впадина, образовавшаяся в результате разлома земной поверхности с одной стороны, так что дно долины наклоняется вниз по направлению к разлому, вдоль которого происходит движение, - рассказывает Джейкобс. – Держите руку перед собой. Наклоните пальцы вниз, изображая движение вдоль разлома. Реки будут стекать по долине и откладывать отложения, а отложения будут размываться с возвышенной стороны долины. В обеих впадинах исследователи обнаружили следы динозавров, древние речные и озерные отложения, а также окаменевшую пыльцу».

“Растения кормили травоядных животных и поддерживали пищевую цепочку”, - сказал он. “Илистые отложения, оставленные реками и озерами, содержат следы динозавров, в том числе мясоедов, что свидетельствует о том, что эти речные долины могли обеспечить особые пути для распространения жизни по континентам 120 миллионов лет назад”.

В то время как окаменелости динозавров могут дать уникальную информацию о типах животных, которые бродили по планете миллионы лет назад, их следы открывают другие окна в прошлое.

“Следы динозавров не редкость, но в отличие от обычно находимых костей, отпечатки ног являются доказательством поведения динозавров: как они ходили, бегали или что-то еще, с кем они гуляли, в какой среде они проходили, в каком направлении они шли и где они были, когда они это делали”, - подчеркивает Джейкобс.

Трудно назвать конкретные виды динозавров, которые путешествовали по бассейнам, но они представляют собой более общую картину древнего климата и того, как различные виды животных процветали в условиях, созданных континентальным рифтогенезом.

“Если ваша собака и койот проходят по одному и тому же илистому участку, вы можете знать, что там гуляли две собаки, что они очень похожи, но вы, возможно, не сможете определить, принадлежат ли они к разным видам. То же самое можно сказать и о следах динозавров”, - сказал Джейкобс. “У всех животных есть места обитания. Все животные расширяют свои ареалы. Все животные используют ресурсы по мере необходимости, в зависимости от доступности, часто связанной с сезонностью. Травоядные питаются питательными растениями, а плотоядные - своей травоядной пищей”.

В то время уровень осадков способствовал созданию условий, напоминающих тропические леса с обильной растительностью. Животные попали в бассейны как из современной Африки, так и из Южной Америки, что привело к смешению их популяций.

“Представьте себе пышный открытый бассейн с растительностью для травоядных и плотоядных животных”, - говорит соавтор исследования Лоуренс Флинн, помощник директора Американской школы доисторических исследований и координатор по безопасности лабораторий на факультете эволюционной биологии человека Гарвардского университета. “Если на ”новой" территории никого не будет, то животные расселятся по ней без конкуренции".

Позже, когда континенты разошлись, это нарушение, вероятно, привело к нарушению генетической преемственности, ключевому фактору эволюции, - сказал Джейкобс.

Следы динозавров в Камеруне были впервые обнаружены в конце 1980-х годов, и Джейкобс сообщил о них на Первом Международном симпозиуме по следам динозавров, организованном палеонтологом Мартином Локли в 1986 году.

Затем Джейкобс подружился с автором исследования Исмаром де Соуза Карвалью, ныне профессором кафедры геологии Федерального университета Рио-де-Жанейро. Джейкобс изучал перемещения динозавров с африканской стороны, в то время как Карвалью изучал их с бразильской стороны.

Поскольку в последующие десятилетия исследования бассейнов в Африке и Южной Америке продолжались, Джейкобс, Карвалью и их коллеги проанализировали существующие и новые полевые работы и исследования, чтобы проанализировать соответствующие аспекты. Новое исследование публикуется в честь Локли, который посвятил свою карьеру изучению следов динозавров.

“Мы хотели собрать воедино новые и эволюционирующие геологические и палеонтологические данные, чтобы более конкретно рассказать о том, где, почему и когда произошло расселение между континентами”, - сказал Джейкобс.

“Одна из прелестей этой Земли заключается в том, что любой из нас может видеть, что Африка и Южная Америка когда-то подходили друг другу, как кусочки пазла. Легко представить, что в взаимосвязанном мире животные, включая динозавров, могли и, скорее всего, будут перемещаться с места на место”.