Это показало новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances. Об этом рассказывает The New York Times.
На протяжении почти десятилетия климатологи пытались разобраться в сценарии того, как гигантский ледяной щит Западной Антарктиды может распасться под воздействием глобального потепления. Ученые считают, что в худшем варианте развития событий уровень мирового океана повысится более чем на 30 см до конца столетия. Плавающие края ледяного щита растают, и останутся отвесные ледяные скалы, обращенные к морю. Они будут такими высокими и крутыми, что станут неустойчивыми, начнут откалываться огромные куски льда, обнажая еще более высокие, еще более неустойчивые скалы. Этот процесс и приведет к резкому повышению уровня океана.
Такая катастрофическая цепочка событий пока остается гипотетической. Но ученые отнеслись к ней достаточно серьезно, включив ее в последнюю проведенную ООН оценку будущего повышения уровня моря как «маловероятную, но имеющую серьезные последствия» возможность.
Но теперь группа исследователей выдвинула доказательства того, что подобная перспектива может быть менее вероятной, чем считалось ранее. Поскольку люди сжигают ископаемое топливо и нагревают планету, лед Западной Антарктиды остается уязвимым для разрушения. Но ситуация, в которой ледяные скалы рушатся одна за другой, вряд ли случится, показало компьютерное моделирование.
«Мы не говорим, что мы в безопасности, – заявил руководитель исследования, профессор наук о Земле в Дартмутском колледже (США) Матье Морлигем. – Антарктический ледяной щит исчезнет, это произойдет. Вопрос в том, как быстро».
Скорость, с которой распадается лед Западной Антарктиды, имеет огромное значение для человеческой цивилизации и окружающей среды. Более медленный распад дает прибрежному населению больше времени для укрепления обороны или перемещения вглубь суши. А у прибрежных экосистем, таких как водно-болотные угодья и мангровые заросли, больше времени для адаптации.
Пока существует много неопределенностей относительно того, как лед ломается под давлением, сказал Морлигем. Поэтому по-прежнему сложно сказать с высокой степенью уверенности, сколько времени у мира есть на подготовку к более высоким уровням моря.