Кроме того, автолюбителей, уличенных неоднократно в нарушении общественной тишины, следует привлекать к уголовной ответственности за хулиганство. О планах разработать такие поправки «Парламентской газете» рассказал член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев.
В правосознании некоторых автовладельцев сегодня наблюдается явный перекос, мешающий простым россиянам спокойно жить. По словам Хамзаева, в стране «гигантское количество людей», которые считают нормальным купить машину, прокачать ее до уровня рева динозавра и по ночам гонять по спальным районам. Тем самым такие водители создают «не просто социальную напряженность, а вызывают ненависть у людей». Возмущение граждан, особенно когда такой автомобиль проезжает в позднее время под их окнами, понять можно. И их желание иногда взять правосудие в свои руки — тоже.
«Люди готовы сами наводить порядок в этом вопросе. Я знаю примеры, когда люди из своих окон кидали микроволновую печь на такую шумную машину, потому что в квартире грудной ребенок. А когда этот идиот заезжает в 2 часа ночи во двор, он будит весь дом», — отметил депутат.
Правонарушителей, конечно, ловят, но никто их них серьезной ответственности не несет.
«По сути, ни одного дела, доведенного до суда, в стране нет. Давайте признаем просто это, — уточнил депутат. — А с другой стороны, мы видим неэффективность системы общественной безопасности, в том числе психологического характера, к этим правонарушителям. А ведь по сути это хулиганские действия, и они должны попадать именно в эту классификацию, как, кстати, это сделано уже на сегодня в ряде стран. В том числе сотрудники автоинспекции в отдельных государствах наделены полномочиями аннулировать регистрацию авто, больше того, имеется и механизм конфискации авто, если выяснится, что человек осознанно творит зло».
Ранее сообщалось, что первым регионом, где полиция создала и реализовала на практике рабочий механизм привлечения к ответственности водителей громких транспортных средств, стала Северная столица. Госавтоинспекция Санкт-Петербурга проанализировала административное законодательство и разработала действенный правовой механизм привлечения к ответственности любителей громкой езды. Нарушитель привлекается сразу по двум статьям КоАП РФ: 8.23 — за превышение нормативов уровня шума и 12.5 — за внесение конструктивных изменений в транспортное средство. Руководство полицейского главка поддержало новую идею. Главным элементом успешности этого алгоритма стал специальный сертифицированный прибор, приобретенный для замера уровня шума на месте.
Апробация нового проекта уже дала результат: за первые августовские выходные водители 15 транспортных средств были привлечены к ответственности за превышение уровня шума двигателей. Нарушители должны теперь в десятидневный срок вернуть техническое состояние своего транспорта к заводским настройкам. В противном случае регистрация авто аннулируется, а номера спишут в архив.
Как пояснил Бийсултан Хамзаев, некоторые люди специально платят совсем немаленькие деньги за то, чтобы изменить конструкцию автомобиля и, соответственно, регламентированные показатели по скорости или шуму. «Поэтому здесь, конечно, к этому нужно отнестись со всем вниманием. Регуляторная норма должна быть более принципиального характера. Мое предложение заключается в том, чтобы наделить сотрудников ГИБДД полномочиями аннулировать все разрешительные документы на транспорт, в том числе и регистрацию. Намерен разработать такой законопроект, и призываю коллег поддержать», — сказал депутат.
По словам депутата, технических средств у полицейских для фиксации нарушения сегодня достаточно: «Есть специальные шумовые и скоростные радары. Мы находимся в таком технологическом развитии, что с этим проблем нет». При этом Хамзаев обратил внимание на необоснованно низкое количество рейдов в городах по тематике шумных авто. По его мнению, их должно быть не меньше, «чем рейдов по пьяным водителям».
А так как действия водителей шумных машин больше похожи на хулиганство, то речь должна идти об уголовной ответственности. «А почему нет? Я за самую жесткую ответственность, в том числе и уголовную, потому что, если мы выявили, например, гражданина, которого в течение года два-три раза зафиксировали в таком поведении, обязательно должна быть уголовная ответственность. Потому что получается, что человек чихать хотел на все понятия, связанные с общественной безопасностью».
В то же время зампред Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Александр Холодов считает, что для обуздания шумных нарушителей вполне достаточно существующих в правовом поле мер. В пример он привел успешный опыт петербургских гаишников. Что касается введения уголовной ответственности, то здесь, по его мнению, действовать нужно аккуратно. «Говоря о повышении ответственности, на мой взгляд, следует помнить, что законодательство должно быть построено по принципу все-таки более серьезной ответственности за более серьезные нарушения», — пояснил общественник свою позицию «Парламентской газете».
Напомним, прошлой осенью проблему лихачей с мощными глушителями пытались решить и столичные законодатели, когда приняли в первом чтении поправки в региональный КоАП, а проект изменений в федеральное законодательство направили на экспертизу в Правительство. В кабмине идею в целом одобрили, предложив ряд уточнений, например о максимальном размере штрафа за ночной шум от транспортных средств: он не должен превышать 30 тысяч рублей. Минимальную планку столичные законодатели предложили зафиксировать на уровне пяти тысяч рублей, поскольку существующая сейчас ответственность в размере всего полутысячи рублей, по их мнению, мало кого останавливает.