В Минприроды рассказали Российской газете, что Росприроднадзор проверит работу всех введенных объектов и учтет предложения депутатов.
Федеральный проект "Оздоровление Волги" был запущен в 2018 году и заканчивается в 2024. За это время нужно было сократить сливы сточных вод в Волгу в три раза, а также провести дноуглубление 281 км рыбоходных каналов, ликвидировать 63 свалки, поднять и утилизировать 95 затонувших судов в акватории реки.
Еще в 2020 году по итогам проверки Счетная палата установила, что у федпроекта низкое качество проектно-сметной документации или ее вовсе нет и что снижение объемов сточных вод более чем в два раза с 90-х годов существенно не повлияло на качество воды. "Большинство водоемов бассейна Волги на протяжении десятилетий характеризуются как "загрязненные" и "грязные", - отметили в Счетной палате.
При этом проверка ведомства в 2024 году показала, что, например, Росводресурсы обеспечили выполнение всех закрепленных за ними показателей по федпроекту. В отчете о работе Минстроя и Минприроды федпроект в этом году не упоминался.
Вопросы появились у депутатов в результате проверки реализации программы. Например, в проект вошли объекты, которые находятся в небольших деревнях за 300-400 км от реки, где нет крупных предприятий, хотя изначально речь шла о топ-200 загрязнителях, говорит председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева.
Всего в федпроект вошли 139 водопропускных объектов. Речь идет именно о проектах, которых в одном здании может быть несколько. Например, в Волгоградской области на одном объекте с очистными сооружениями 13 водопропусков, по документам они идут как 13 объектов. В Череповце на одном водоконале пять проектов, то есть по документам пять объектов, рассказывает Рябцева.
В итоге депутаты одобрили только шесть очистных сооружений, все остальные оказались либо не построены; либо построены, но не запущены; либо построены, запущены и выключены.
"Есть проекты, где три года идут пуско-наладочные работы. Был случай, когда оборудование для очистки осадков стояло в полиэтилене - не распаковано. Работник говорит, что его не научили его использовать. Таких историй много", - рассказывает Рябцева.
Депутаты доехали почти до всех объектов, и, по словам Рябцевой, у каждого региона была своя "фишка", например, регионы вносили правки в проекты, которые сказывались на цене и на сроках, а решения об изменениях принимались подрядчиками без согласования с федеральными органами власти.
"Иногда приезжаешь на объект, который готов на бумаге, но при проверке видно, что блок обеззараживания не работает, манометры выключены. Люди занимаются творчеством за государственные средства", - отмечает Рябцева.
Но есть и хорошие истории. Например, в Череповце перед запуском проекта власти поехали по стране и посмотрели на новые очистные сооружения, чтобы узнать об оборудовании и понять, как это работает. На уровне региона они провели мозговой штурм и обоснование для участия в федпроекте. И итоге в регионе за относительно небольшие деньги не только очищают воду, но и делают из ила биологический рекультивант, который продают металлургам.
"На этот проект ушло менее 500 млн рублей, а такой же проект на острове Голодный (Волгоградская область - прим. "РГ") хотят сделать за 4,5 млрд", - рассказывает она.
Бывают ситуации, говорит Рябцева, когда муниципальные власти решают строить очистные для бизнеса, а не для людей. Один из примеров - Новоульяновск, где новыми очистными сооружениями пользуются два предприятия и 90 человек, а старыми очистными, которые нуждаются в ремонте, - 17,9 тыс. жителей.
По итогам проверки депутаты направили предложения в Минстрой и Минприроды. Они предлагают запретить разделять работы на этапы и отказаться от региональных экспертиз, обращаться только в Главгосэкспертизу. Еще предлагается обязать региональные власти ежемесячно отчитываться о расходах и достижении результатов субсидии вплоть до выхода объекта на нормативные показатели. Ввести обязательные региональные проверки объектов, а также иметь сервисную службу у обслуживающей организации.
"У нас нет задачи сказать, что все плохо. Но мы констатируем, что федеральный проект сорван. Сейчас задача сделать все возможное: разобраться с проектами, губернаторы должны взять это под личный контроль, это нужно включить это в их KPI", - говорит Рябцева.
Как рассказали "РГ" в Минприроды, на сегодня завершена реализация 108 объектов, каждый объект проверит Росприроднадзор на предмет достижения нормативных показателей. В министерстве отметили, что регионы еженедельно предоставляют информацию об объектах.
"Жизненный цикл" каждого проекта по строительству очистных сооружений имеет значительный набор характеристик, и прежде всего это объем стоков, их изменчивость в течение года, а также состав стоков от различных абонентов. От этого зависит проектное решение, поскольку допущенные ошибки изначально несут риски достижения нормативов. В этой связи требуется ужесточение контроля за всеми этапами - от сбора исходных данных и проектирования до строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Также будет проанализирована и донастроена существующая нормативная база", - рассказали в министерстве.
В Минприроды добавили, что все рекомендации депутатов будут учтены как в текущей работе, так и для формирования будущих проектов.
При этом нельзя сказать, что федпроект полностью провален. Как рассказали в Росводресурсах, с 2019 года проведена экологическая реабилитация 1,1 тыс. га акваторий водоемов, также продолжается расчистка водотоков - уже восстановлено 240,7 км русел. По данным ведомства уже видно, что на некоторых участках Волги уровень воды увеличился в два-три раза - это один из показателей успешной работы.