Ученые Имперского колледжа Лондона (Великобритания) в опубликованном в журнале Environmental Research Letters исследовании полагают, что инверсионные (конденсационные) следы от самолетов способствуют глобальному потеплению сильнее, чем выбросы углерода из авиатоплива.
Ученые использовали машинное обучение для анализа спутниковых данных о более чем 64 000 инверсионных следах самолетов, пролетавших над северной частью Атлантического океана.
Чтобы сократить расход реактивного топлива, современные самолеты проектируются для полетов на больших высотах, где более разреженный воздух и аэродинамическое сопротивление меньше, по сравнению со старыми машинами, которые обычно летают на несколько меньших высотах (около 11 км). Это означает, что высоко летящие самолеты создают меньше выбросов углерода на пассажира. Но это также означает, что они создают инверсионные следы, которые рассеиваются дольше, создавая эффект потепления на более длительный срок.
«Это исследование вносит путаницу в работу авиационной отрасли. Новые самолеты летают все выше и выше в атмосфере, чтобы повысить топливную эффективность и сократить выбросы углерода, – цитирует Phys.org высказывание ведущего автора исследования и научного сотрудника Королевского общества в Институте Грэнтема по изменению климата и окружающей среде Эдварда Гриспеердта. – Непреднамеренным последствием этого является то, что эти самолеты, пролетающие над Северной Атлантикой, теперь оставляют больше более длительных инверсионных следов, задерживая дополнительное тепло в атмосфере и увеличивая воздействие авиации на климат».