Конституционный суд России (КС РФ), рассмотрев запрос Верховного суда Республики Бурятия, постановил, что умерщвление бездомных животных в пунктах временного содержания должно быть исключительной мерой, направленной на предотвращение прямой угрозы человеку. Решение было принято на заседании КС РФ, передает корреспондент ТАСС.
"Признать ч. 4 ст. 7, аб. 1 ч. 1 и ч. 7 ст. 18 ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" не противоречащими Конституции, поскольку они <…> предполагают, что таковое [умерщвление] может осуществляться, если конкретное животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность", - говорится в тексте постановления.
Также умерщвление можно производить, если животное является носителем возбудителя опасной болезни, либо болеет ею. Кроме того, это можно делать в случаях потребности в прекращении непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного.
При этом регионы вправе принимать решения по особому порядку умерщвления животных в связи "с экстраординарной ситуацией", когда "организация любых других мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев объективно не может привести к разрешению этой ситуации". Ключевое условие при этом - подобное умерщвление животных для решения "экстраординарной ситуации" должно носить временный характер и предусматривать "разумный срок и условия для возможности обнаружения животного его владельцем".
Как отметил руководитель секретариата КС РФ Евгений Тарибо, по данной теме в суд поступило порядка сотни жалоб от граждан, связанных с беспокойством за судьбу бездомных животных. Запрос Верховного суда Бурятии позволил рассмотреть его конституционность.
Летом 2023 года были приняты поправки к ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которые делегировали региональным властям полномочия самостоятельно определять, каким образом в субъекте будут обходиться с бездомными животными. Изначально вступивший в силу в 2018 году федеральный закон устанавливал единые требования для всех регионов - отлов, размещение в приютах, стерилизация, вакцинация и возврат неагрессивных животных в места обитания.
После принятия поправок к данному ФЗ регионы РФ стали принимать собственные законы об обращении с бездомными животными, ряд из них принял решение о допустимости их эвтаназии. Первым таким субъектом стала Республика Бурятия, принявшая собственный закон в ноябре 2023 года.
Позже практика усыпления пойманных животных по разным критериям была легализована региональными законами в Тыве, Удмуртии, Астраханской, Магаданской, Оренбургской и Самарской областях, Забайкальском крае и на Чукотке. 13 июня этого года собственный закон, допускающий усыпление животных, принял парламент Якутии.
В Бурятии активисты, защищающие права животных, раскритиковали региональный закон и решили оспорить его в Верховном суде Республики Бурятия. Наибольшую критику у группы обратившихся в суд граждан вызывает норма, по которой жизнеспособное животное умерщвляется на 31-й день с момента отлова, если в течение 30 дней пребывания в приюте оно оказалось невостребованным. ВС Республики приостановил процесс и направил собственный запрос в КС РФ.
По мнению заявителя, нормы федерального закона не соответствуют Конституции, так как дают регионам неограниченные полномочия по введению мероприятий, связанных с распоряжением жизнью животных без владельцев, что вступает в противоречие с принципами гуманного обращения с животными, в том числе с запретом жестокого обращения с ними.
Ранее полномочный представитель генпрокурора РФ в КС РФ Вячеслав Росинский отмечал, что допускающие эвтаназию неопасных бездомных животных региональные акты противоречат федеральному законодательству и принципам гуманности, при этом соответствующий ФЗ в силу своих широких формулировок создает ситуацию правовой неопределенности.