К такому выводу пришли члены парламентской контрольной комиссии, посетившие реконструированные очистные сооружения. С выводами экспертов и депутатов согласились в Счетной палате РФ, а Минстрой и Минприроды срочно проводят разбор полетов. Кто ответит за разбазаривание государственных денег и есть ли шансы у Волги стать чище, разбиралась «Парламентская газета».
Федеральный проект «Оздоровление Волги» запустили в 2018 году по указу Президента России Владимира Путина. Бюджет — 127 миллиардов рублей, цель — снизить объемы сброса загрязненных сточных вод в Волгу в три раза к концу 2024 года. Глава государства не раз высказывался о важности проекта, принимал участие по видеосвязи в открытии очистных сооружений, а в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию объявил о продолжении проекта в 2025 году.
На отставание в реализации проекта и потраченные впустую деньги в 2023 году обратили внимание в Счетной палате, вопрос обсуждали на «правительственном часе» в Госдуме с вице-премьером Викторией Абрамченко. После чего спикер палаты Вячеслав Володин поручил провести парламентскую проверку, напомнил на заседании думского Комитета по экологии 3 июля его глава Дмитрий Кобылкин. Депутаты и эксперты, по его словам, посетили 121 объект и пришли к неутешительному выводу: только шесть очистных сооружений достигают уровня нормативной очистки.
На берегах Волги живут 60 миллионов россиян, все они ждут, что река станет чище, сказала на заседании зампред этого же комитета Жанна Рябцева. «Люди не заходят в реку — боятся, там полно заболеваний», — констатировала она.
Рабочая группа, по словам Рябцевой, находилась в дороге четыре недели, проехав за это время 12 тысяч километров. Из 121 попавшего в программу объекта 98 — это очистные сооружения, а 23 — станции очистки дождевых и талых вод. По итогам проверки полностью реализованы только шесть проектов: в Вологодской, Нижегородской, Самарской областях и в Республике Марий Эл. В наиболее проблемную красную зону попали 25 объектов в тех же Нижегородской и Самарской областях, а также в Ивановской и Тверской областях, в Чувашии. В Татарстане, Ульяновской и Костромской областях очистные в отдельных районах сдали, но они не работают.
«Буквально ни в одном регионе губернаторы не бывали на этих объектах, а только принимали отчеты в виде красивых фотографий, — сказала Жанна Рябцева. — Если бы не наши поездки, эти «отчеты» могли бы лечь на стол президенту как успешно выполненный проект».
Освоение денег по проекту «Оздоровление Волги» составило 99,85 процента, регионы отчитались о выполнении плановых показателей, сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов. Однако проект до конца 2024 года реализован не будет, заключил он. «Это стало следствием отсутствия комплексного подхода при планировании, — отметил Мамедов. — Целый ряд объектов вызывают вопросы, почему они так запроектированы и построены».
С выводами парламентской группы согласны и в Минстрое, подтвердил замглавы ведомства Алексей Ересько. О причинах произошедшего он не высказался, сказав лишь, что в будущем министерство изменит подходы к выделению субсидий регионам. В еще одном курирующем проект ведомстве — Минприроды — создали комиссию по разбору ситуации, ее возглавил вице-премьер Дмитрий Патрушев, сообщил директор департамента регулирования в области водных ресурсов Роман Минухин. Специалисты изучат поступившую информацию, разберутся в причинах произошедшего и сделают выводы, добавил он.
Депутат Жанна Рябцева также пока не стала называть конкретных виновных, хотя и заметила, что несколькими объектами уже заинтересовались правоохранители. Парламентарий сказала: «Все, кто включены в проект, должны понимать, что время откатов и освоения денег закончилось. Мы продолжим работу, чтобы те, кто не доделали свои объекты, все же их завершили либо вернули выделенные деньги в бюджет».
Член парламентской группы доцент Московского государственного строительного университета Сергей Залетов обобщил выводы экспертов о причинах провала проекта. В числе системных и характерных для всех регионов проблем — недостаток кадров и их низкие компетенции, невысокая зарплата в отрасли. Отставание по срокам допускали в основном проектные организации, сказал Залетов. «Если бы проектированием и строительством занималась одна организация, она была бы больше заинтересована в конечном успехе», — заключил он.
Очистные сооружения мало построить — их нужно правильно запустить, то есть провести пусконаладочные работы, что «требует определенного навыка, которого у строителей может и не быть», продолжил Сергей Залетов. Назвал он и еще одну интересную причину: оборудование для некоторых очистных сооружений закупили за рубежом, успев до санкций. «Но это оборудование может и сломаться, а запчастей у нас нет, кроме того, его легко вывести из строя, не продлив лицензию», — сказал эксперт.
По итогам обсуждения работы парламентской группы Комитет Госдумы по экологии принял рекомендации для заинтересованных ведомств. Их текст зампред комитета Анатолий Грешневиков назвал слишком мягким, имея в виду формулировки «обратить внимание на недопустимость», «рекомендовать рассмотреть вопрос», «направить запрос в Счетную палату», тогда как надо бы говорить о наказании конкретных виновных. Но Жанна Рябцева предложила все-таки не спешить: работа группы продолжается, остались непосещенные объекты, а выводы, в том числе правоохранительные органы, еще сделают.