Однако эту инициативу рекомендовали отклонить на заседании Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений 25 июня, посчитав, что действующих механизмов достаточно для общественного контроля отношений людей и четвероногих.
Как работают эти механизмы и почему уполномоченных по животным в общественных палатах решили не вводить, разбиралась «Парламентская газета».
По данным Генеральной прокуратуры, только в 2023 году вскрыто свыше 5,1 тысячи нарушений, связанных с жестоким обращением с животными или, наоборот, их нападением на людей. Прокуроры внесли около 1,6 тысячи представлений, подана тысяча судебных исков, к различным видам ответственности привлечено более 700 лиц. При этом громкие истории не заканчиваются, отмечали на заседании комитета.
Во многих проблемных ситуациях в этой сфере виноваты люди, считает глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов:
«Сначала собак прикармливают, а затем их бросают. Бывает, что псов берут на охоту, а затем оставляют за ненадобностью, бросают животных на дачах и так далее со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Но права зоозащитников сегодня в законодательстве определены очень условно, «на них особо не реагируют региональные и муниципальные власти», уверен Нилов. Поэтому парламентарии от ЛДПР внесли законопроект, согласно которому в федеральной Общественной палате и региональных общественных палатах должен быть человек, который станет отвечать за все, что связано с защитой прав животных. Об этом депутатов попросили зоозащитники.
«И это касается не только бездомных животных, но и сельскохозяйственных, и домашних», — отметил Нилов. Омбудсмены, по словам депутата, могли бы стать посредниками между органами власти и зоозащитным сообществом.
Однако в Генеральной прокуратуре инициативу не поддержали, рассказала председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева. В ведомстве напомнили, что, согласно закону об ответственном обращении с животными, принятому в 2018 году, соблюдение прав братьев наших меньших контролируют общественные инспекторы. Это волонтеры, которые занимаются такой работой безвозмездно и добровольно. А в общественных палатах работают комиссии, комитеты и подкомитеты, которые занимаются различными направлениями, напомнила Тимофеева. Поэтому она предложила авторам инициативы вместе обратиться в общественные палаты и узнать, какую работу они проводят по защите животных и усилить контроль в этой сфере.
«Нужно проанализировать, сколько комиссий в регионах занимается этой темой и сколько обращений о нарушениях к ним поступает», — сказала депутат.
Это особенно актуально после принятия в июле 2023 года закона, позволившего регионам вводить свой порядок обращения с бездомными животными, если есть угроза жизни или здоровью людей, напомнила политик. И здесь могут быть злоупотребления, опасается парламентарий.
Если просто выделить в составе общественных палат уполномоченных по правам животных, это ничего не даст, так как они ничем не будут отличаться от председателей профильных комиссий общественных палат, уверена Тимофеева. С этим согласилась и зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко. Например, в Общественной палате РФ системно обсуждают темы защиты животных вместе с экспертами, обратила внимание она.
«Вводить дополнительную функцию уполномоченного для животных избыточно. Вместе с тем улучшать контроль за соблюдением их прав, безусловно, необходимо. И с экспертами нам надо подумать, как найти здесь эффективные решения», — сказала политик.