В то же время российские компании экстренно наращивают производство препаратов, рассказали «Парламентской газете» в Минсельхозе, Россельхознадзоре и ветеринарном сообществе.
Исторически сложилось, что на российском кошачьем и собачьем фармрынке было много иностранных препаратов. Сейчас их не хватает, к тому же качество отечественных вакцин порой уступает зарубежным, и хозяева не всегда хотят делать такие прививки своим питомцам, сказала «Парламентской газете» главный ветеринарный врач одной из клиник Юлия Савина.
Многие зарубежные предприятия, выпускающие вакцины, востребованные в России, не прошли российские инспекции на соответствие требованиям GMP. А такие проверки — один из основных гарантов производства и выпуска качественной и безопасной продукции, отметили в Минсельхозе.
В пресс-службе Россельхознадзора отметили, что ряд иностранных предприятий вообще отказываются от проверок в согласованные сроки или сообщают о невозможности провести инспекцию в дистанционном формате. Хотя GMP-инспекции — это стандартная мировая практика, без прохождения таких проверок ветеринарные препараты нельзя поставлять, например, в Евросоюз и США. «При этом компании из этих стран, напротив, желают поставлять свои препараты в Россию без инспекций», — отметили в ведомстве.
Правила надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, которые многие сейчас называют мерой избыточного государственного контроля, приняты еще в 2016 году и предусматривали пятилетний переходный период — за это время можно было бы и подготовиться. К тому же для компаний создали все условия: проверки могут быть и выездными, и дистанционными, «а российское законодательство предусматривает механизм предоставления иностранными производителями плана корректирующих и предупреждающих действий для обеспечения возможности устранения выявленных в ходе инспектирования несоответствий», сказали нашему изданию в пресс-службе Минсельхоза.
Так что с российской стороны никаких препон нет — «запрет на ввоз зарубежных ветеринарных препаратов на территорию Российской Федерации не вводился», отметили в министерстве.
Но и успешная проверка — это еще не гарантия бесперебойных поставок. Все зависит от желания компании наладить экспорт. Так, в Россельхознадзоре рассказали, что базирующаяся в США компания Zoetis — а она производит комплексные вакцины «Фелоцел» для кошек и «Вангард» для собак, — уже получила заключение о соответствии производителя правилам надлежащей производственной практики и может поставлять свою продукцию на российский рынок. «Но по не зависящим от российской стороны обстоятельствам она не делает этого», — указали в ведомстве. Хотя в прошлом году компания ввезла 3,6 миллиона доз прививок для собак и 4,8 миллиона для кошек. Производство одной вакцины получило сертификат GMP. Ветеринарные специалисты, как стало известно, нашему изданию, ожидают возобновление поставок «Вангарда» к концу лета.
Другие крупные компании отказались или ограничили поставки еще раньше, в середине 2022 года, примерно за год до того, как стало обязательным получать разрешения Россельхознадзора. «Поставки импортных лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в отношении которых наблюдается какой-либо дефицит, прекратились по инициативе производителей или в связи с санкциями в отношении России недружественных стран», — отметили в Россельхознадзоре.
Так, основной поставщик импортных вакцин для собак и кошек — Intervet International B.V., который находится в Нидерландах и производит прививки марки «Нобивак», — прекратил экспорт в Россию с июня 2022 года. А французская компания Boehringer Ingelheim Animal Health France SCS, производящая вакцины «Эурикан» и «Пуревакс», значительно снизила поставки.
В отсутствие основных поставщиков в 2023 году значительно увеличило экспорт в Россию чешское предприятие Bioveta — оно поставляет препараты «Биокан» и «Биофел». «Было ввезено и введено в гражданский оборот почти пять миллионов доз этих вакцин, они и сейчас предлагаются в ветеринарных клиниках», — рассказали в ведомстве.
По мнению директора Национальной ветеринарной ассоциации Тимура Чибиляева, компании из недружественных стран могут не поставлять препараты наиболее востребованных у потребителей торговых марок без каких-либо видимых причин, чтобы создать ситуацию искусственного дефицита. Тем не менее дефицита препаратов на рынке как по номенклатуре, так и по количеству сейчас нет. В том числе потому, что российские предприятия выпускают широкий спектр иммунобиологических препаратов — как прямые аналоги зарубежных препаратов, так и аналогичные им по действию.
По мнению Чибиляева, отечественные вакцины ничем не отличаются от своих зарубежных аналогов по эффективности и безопасности, а залогом этому служит существующая система экспертизы и регистрации препаратов, основанная на анализе доклинических и клинических исследований.
У наиболее востребованных зарубежных средств уже есть отечественные аналоги, подтвердили в Минсельхозе: «Отечественные биофармацевтические компании в последнее время сделали огромный скачок: они модернизируют производственные площадки, расширяют ассортимент выпускаемых препаратов, разрабатывают новые высокотехнологичные средства». По данным Минсельхоза, они нарастили объем производства по сравнению с прошлым годом почти в два раза.
Кроме того, за последние три года зарегистрировали 245 отечественных лекарств для животных, в том числе благодаря новой процедуре ускоренной регистрации, введенной Правительством в 2022 году. К тому же с 1 сентября 2023 года для лечения сложных и редких заболеваний питомцев приняли закон, который разрешил упрощенную регистрацию медицинских препаратов для применения в ветеринарии. Как пояснил «Парламентской газете» автор закона, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов, такой механизм позволяет быстрее вводить в обиход лекарства для кошек и собак. А также значительно расширять номенклатуру доступных средств, ведь в медицинском перечне около 20 тысяч наименований, а ветеринарном — только две тысячи.
Всего лекарства для животных — как сельскохозяйственных, так и домашних, — в России производят 97 компаний. В стране зарегистрировано 2318 препаратов, из которых российских 1442, в том числе 353 вакцины. За первые шесть месяцев 2024 года выпустили 5,5 миллиона доз вакцин против собачьих и кошачьих инфекций.
Но хотя отечественная фарминдустрия развивается, может потребоваться время, чтобы создать аналоги, которые полностью устроят хозяев кошек и собак, и будут вызывать у животных минимум побочных эффектов.