Зачем понадобилась федеральная база данных, разбиралась «Парламентская газета».
Речь о регистрации ведут уже несколько лет. В 2022 году приняли закон, который обязал регистрировать сельскохозяйственных животных, — скот и птицу надо поставить учет и промаркировать с 1 сентября этого года до 1 сентября до 2029 года. Но поправку депутатов Госдумы, которые предложили распространить новые правила и на домашних животных, Правительство не поддержало.
Позже, в 2023 году, регионам расширили полномочия в сфере обращения с животными. В том числе разрешили вводить на региональном уровне регистрацию домашних питомцев, напомнил первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Теперь власти, видимо, решили вернуться к идее вести учет питомцев. «В настоящее время в рамках поручений президента РФ и правительства РФ Минприроды России прорабатывает механизм учета домашних животных на территории Российской Федерации», — говорится в ответе Минприроды на запрос ТАСС. Предполагается, что это будет новый законопроект, который внесут на рассмотрение парламента. Но Минприроды уточнило, что отвечает лишь за подготовку механизма, а конкретные решения на местах должны будут принимать регионы в зависимости от ситуации на местах. По задумке это должно решить проблему брошенных и бездомных животных.
В первую очередь важно провести учет и зарегистрировать всех собак, считает Владимир Бурматов. Это позволило бы эффективнее привлекать к ответственности тех, кто их выбрасывает, — штрафы до 30 тысячи рублей за такой проступок ввели в прошлом году. Было бы проще и найти потерявшееся животное, даже если оно убежит в другом регионе, куда хозяин отправился с ним в путешествие, — разрозненные региональные базы данных сделать это сейчас не позволяют. Регистрация же кошек должна оставаться добровольной.
Как это сделают — создадут единую федеральную базу или объединят региональные, — не так важно, добавил депутат. Но разработать новую систему нужно, учитывая опыт регионов: регистрацию ввели уже больше двадцати субъектов, и это эффективно работает, отметил Бурматов.
Например, учет ведут в Московской области. Правительство региона утвердило постановление, по которому собак надо регистрировать обязательно, а кошек — добровольно. Чтобы поставить питомца на учет, следует записаться в одно из девяноста государственных ветеринарных учреждений на региональном портале госуслуг и прийти туда с питомцем. Там присвоят животному уникальный номер и внесут в электронную базу данные о нем: вид, дату рождения, пол, кличку, породу, окрас, фотографию морды, номер чипа, если он есть, данные о вакцинации, адрес местонахождения, а также фамилию, имя и отчество владельца, данные его паспорта, адрес и номер телефона. Правило действует с 1 сентября прошлого года. Сейчас в реестре 6210 животных.
Кроме того, по словам Бурматова, регистрацию ввели в Ямало-Ненецком автономном округе, Кабардино-Балкарии, Мурманской области, Краснодарском крае и некоторых других регионах.
Регистрация животных — это полномочия Правительства и по гражданскому, и по ветеринарному законодательству, так что регулировать эту сферу надо именно на федеральном уровне, убеждена зоозащитник, юрист Светлана Зиберт. А создать инфраструктуру, чтобы люди могли быстро зарегистрировать питомца, должны регионы. Как и работать с населением. Например, в Республике Алтай депутаты провели подворный обход владельцев животных, и ни один не отказался не только зарегистрировать своего питомца, но и сделать им прививки, рассказала эксперт.
Но регистрация, по ее мнению, не будет эффективной сама по себе. Так, если человек захочет избавиться от собак или кошки, он позаботится, чтобы на животном не осталось никаких регистрационных меток, по которым его можно было бы вычислить. Вряд ли это сильно снизит и поголовье бездомных животных, добавила она. А этот вопрос требует решения: когда в 2022 году россиян спросили, много или мало живет бездомных собак в их городах и селах, 43 процента ответили, что много, 33 — что мало, а 19 сказали, что в их населенных пунктах вообще нет четвероногих бродяг. Правда, если сравнить это с 2013 годом, показатели улучшились: тогда половина опрошенных агентством ФОМ людей сказала о большом количестве бездомных собак, 34 — о малом и 13 — об их отсутствии.
Поэтому, по мнению Светланы Зиберт, нужно предусмотреть также программы бесплатной стерилизации животных и создать для этого инфраструктуру. Например, такой проект запустили в Бурятии, рассказала она. Но это еще не все — нужны и так называемые ветмобили, так как люди не всегда могут привезти питомцев на операцию: «В сельской местности чаще всего заводят крупных псов, это не карликовые пинчи. И нужно, чтобы животное либо стерилизовали на месте, либо была возможность отвезти их в клинику, прооперировать и вернуть». И такие примеры тоже есть — в Кызыле администрация города выделила ветмобили, на которых ветеринарные специалисты выезжают в разные уголки Тывы.
Кроме того, необходимо отрегулировать разведение породистых питомцев, добавила эксперт. Она считает, что самое разумное не просто легализовать эту деятельность, разрешив заниматься ею только членам официальных кинологических и фелинологических федераций, но и ввести квоты на разведение. Сейчас, считает она, предложений купить собак и кошек слишком много — а продают за бесценок животных с сомнительным происхождением. «А если были бы квоты, была бы очередь на щенков и котят из приютов, что позволило бы и снизить популяцию бездомных животных», — сказала зоозащитник.
Так что регистрация, по мнению Зиберт, будет эффективна, но только вместе с другими мерами, которыми тоже надо заняться, и чем быстрее, тем лучше.