Об этом шла речь 29 мая во время парламентских слушаний об обращении с отходами производства и потребления, которые провел Комитет Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Пять лет назад в России началась мусорная реформа, напомнил глава комитета Александр Двойных. По словам сенатора, несмотря на существенное развитие законодательной базы за 2019-2023 годы, требуется разработка и обновление нормативных правовых актов в этом вопросе.
Он призвал поговорить о существующих проблемах «честно и откровенно». Он рассказал, что по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко сенаторы провели мониторинг реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
«Итоги исследования мы обсудили с регионами, органами местного самоуправления, экспертным сообществом. Так, по-прежнему есть недостаток мест накопления, сортировки и размещения отходов», — сказал Двойных. Он посетовал, что, по мнению россиян, реформу нельзя назвать успешной, поскольку на контейнерных площадках не добились ни чистоты, ни своевременности вывоза мусора оттуда.
Сейчас за вывоз отходов отвечают несколько организаций, а пока они разбираются между собой, на площадках скапливаются навалы мусора, веток, спил деревьев и все это видят люди, сказал первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олег Кувшинников. Остаются и вопросы о регулировании обращения с отходами III-IV класса опасности, рассказал он. Кроме того, случается, что у региональных операторов нет данных о жителях домов и юрлицах, которые пользуются площадками для отходов. Это создает сложности с начислением платежей за вывоз мусора и взысканием долгов, пояснил Кувшинников.
В России создана государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, рассказал глава Российского экологического оператора Денис Буцаев. Там зарегистрированы все регионы и участники рынка.
«В общую базу нужно ввести данные об общей сети контейнерных площадок. И если с регионами и участниками рынка по вводу данных мы достигли полного взаимопонимания, то с муниципалитетами информацию мы получили на 89 процентов», — поделился наболевшим Буцаев.
Он подтвердил, что есть и проблема доступа к контейнерным площадкам:
«В эту зиму, которая была сложной, не всегда коммунальщики вовремя очищали подъездные пути к мусорным площадкам. Из-за этого блокировалась работа регоператоров в целых микрорайонах». По его мнению, нужна четкая координация с регоператором деятельности служб, отвечающих за очистку территории, причем с разграничением зоны ответственности буквально до метра: «Нужно прописать, какое количество метров должно быть расчищено работниками ЖКХ, чтобы машина могла подъехать за мусором. Это исключит перебрасывание ответственности с одной организации на другую».
Все регионы говорят об одном ответственном и только такой подход обеспечит стабильное содержание контейнерных площадок, подчеркнул Александр Двойных, процитировав слова Валентины Матвиенко:
«Одна площадка — один ответственный». Но в нескольких крупных городах, к примеру в Москве, хотят сохранить существующую систему, когда ТКО вывозит регоператор, а за контейнерной площадкой следят жилищники. Это останется полномочиями субъекта — определять правила этой работы, заверил сенатор.
Необходимо создать федеральный штаб по проблемам ТКО, куда войдут представители всех регионов, а также профильных министерств и ведомств, предложил Александр Двойных:
«Этот штаб должен работать постоянно до тех пор, пока не будет урегулирован последний вопрос. Пока мы не сможем заявить, что мусорная реформа проведена успешно».