Кроме того, отказ от традиционных авто в пользу электрических помогает снижать уровень шума в городах. Власти по всему миру тоже ищут пути сделать мегаполисы более экологичными: в городах становится все больше общественного транспорта, работающего на электричестве.
Сегодня электробусом уже никого не удивишь, а вот в 1900 году на улицах Санкт-Петербурга он производил впечатление. Первый общественный электротранспорт изобрел Ипполит Романов. Это был настоящий прорыв для того времени. Электробус вмещал до 15 человек, у него была мягкая подвеска и плавный ход - идеально для петербургских мостовых. Весил первый электробус Романова полторы тонны и мог развивать скорость до 11 километров в час. Запас хода составлял 68 километров. Прадед современного электробуса был не просто экспериментальной моделью, а настоящей рабочей лошадкой. Он успешно прошел все испытания и был признан экспертной комиссией пригодным для пассажирских перевозок. И действительно поступил на службу городского транспорта.
Сегодня историки спорят, почему электробус Романова не смог вытеснить конные повозки. По одной из версий, сильное лобби традиционного транспорта опасалось, что извозчики останутся без работы и это приведет к народным волнениям. Как бы то ни было, передовые разработки Романова не были поддержаны на государственном уровне и все проекты свернули.
Первый электромобиль появился тоже очень давно - в 1881 году. Его собрал француз Гюстав Труве. Правда, полноценным автомобилем его все же назвать нельзя. Это был трехколесный аппарат - трицикл. Но буквально через несколько лет, в 1888 году, практически одновременно в Англии и Германии появились первые четырехколесные электрические автомобили. Изобретателем английского экипажа был Магнус Фольк, а немецкого - Андреас Флокен. Несмотря на то, что электромобили всегда были на вторых ролях, уступая бензиновым аналогам, многие знаменитые деятели автомобильного мира начинали свою карьеру с работ над электрокарами. В частности, Фердинанд Порше поначалу работал техническим директором экипажной фабрики в Вене. В его основные обязанности входила разработка электромобилей.
Современный общественный транспорт на электротяге появился в начале XX века. В 1907 году компания London Electrobus Co. открыла в британской столице регулярное движение электробусов. Они могли проходить на одном заряде до 64 километров. Этого хватало для того, чтобы машина могла совершить четыре рейса. Заряжать батареи было нельзя, после полной разрядки их заменяли на новые.
Экологичные автобусы курсировали по лондонским улицам недолго. В 1910 году компанию London Electrobus Co. обвинили в мошенничестве и закрыли, а проекты по внедрению электротранспорта в городскую среду свернули.
В наши дни общественный электротранспорт снова в фокусе внимания. По данным аналитического агентства Reportlinker, в 2022 году в мире насчитывалось около 112 тысяч электробусов. Большая часть из них (57%) находится в Китае. Страна активно развивает это направление: более 90% общественного транспорта (автобусов) в стране электрические. Для сравнения, в 2010 году в Поднебесной было только 2% электробусов.
На втором месте по числу электробусов в мире Европа (14%). По данным портала Autobus Web, по итогам 2021 года рынок автобусов на электричестве там вырос на целых 48%. В количественном выражении это плюс 3282 новых экологичных автобуса.
На третьем месте США, по дорогам страны ездят 12% всех электробусов в мире.
Первый электробус в современной России появился в 2012 году. НефАЗ-52992 российской разработки поступил на Новосибирский химический завод, где развозил сотрудников. Автобус был оснащен литий-ионными батареями и мог проходить на одном заряде до 250 километров. Также электробус был оснащен телеметрической системой, благодаря которой можно было контролировать работу всех его систем.
В 2016 году первый электробус появился в Москве. Это был КамАЗ-6282, способный развивать скорость до 65 километров в час и проходить на одном заряде 100 километров. В 2017 году у него появился конкурент - ЛиАЗ-6274 с салоном на 90 посадочных мест и пространством для маломобильных групп граждан. Электробус тоже мог проходить до 100 километров за день. Однако в течение рабочего дня ему нужно было несколько коротких тридцатиминутных подзарядок, помимо длительной ночной.
Электробусы, которые курсируют по столичным улицам сегодня, появились в 2018 году. Их уже более 1500 единиц, в этом году Москва получит еще около 800 новых электробусов. За ближайшие шесть количество электробусов должно увеличиться до 5,3 тысячи штук. К 2030 году в Москве электробусы полностью вытеснят автобусы с двигателем внутреннего сгорания.
Похоже, совсем скоро в мире и в России в том числе не останется общественного транспорта, загрязняющего атмосферу вредными выбросами. А вот с личным транспортом, который также является частью городской среды и существенно на нее влияет, дела обстоят иначе. Согласно отчету Европейского агентства по окружающей среде, на транспорт приходится около четверти от всех выбросов СО2 в окружающую среду. По итогам 2022 года выбросы СО2 от легковых автомобилей и грузовиков выросли по всему миру на 1,4%. Наибольшее количество СО2 производят автомобили в США. На конец 2022 года автотранспорт страны выбросил в атмосферу 1,72 млрд диоксида углерода. Это на 850 млн тонн больше, чем автотранспорт Китая - второй по величине поставщик СО2 от автотранспорта. На третьем месте находится Индия с показателем 299 млн тонн СО2, Россия занимает четвертую строчку - 246 млн тонн СО2.
Именно в транспортном секторе выбросы СО2 постоянно растут. Так, с 1990 года по 2019 год выбросы парниковых газов, произведенных автомобилями по всему миру, выросли на 33,5%.
Очевидно, что более экологичные автомобили существенно сократят объемы выделяемого в атмосферу СО2. Тем более что в последние годы наметилась тенденция к росту числа электрокаров во всем мире. На конец 2022 года, по подсчетам МЭА, в мире насчитывалось 26 млн электрических авто. Это на 60% больше, чем в 2021 году. Мировым лидером по продаже электрокаров является Китай. Ежегодно там продается около 60% таких автомобилей. По прогнозам аналитиков, к 2030 году каждая вторая легковая машина, проданная в Европе, США и Китае, будет электрической.
В России к середине 2023 года было зарегистрировано около 26 тысяч электрокаров. Больше всего автомобилей на электротяге находится в столице - 5164 единицы, по данным Автостата. В Московской области - еще 1833 единицы. Третье место по количеству электромобилей занимает Приморский край с показателем 1803 единицы. Затем следуют Краснодарский край (1725 авто), Иркутская область (1673) и Санкт-Петербург (1265). В общем объеме автомобилей электрокары пока занимают небольшую долю, поэтому их развитие поддерживает правительство. В 2022 году стартовала программа господдержки электрокаров. Уже около половины регионов страны ввели льготы на транспортный налог для таких автомобилей. Вместе с этим развивается инфраструктура для автомобилей на электротяге. В 2023 году в России насчитывалось более 4,4 тысячи зарядных станций для электромобилей, а в течении трех лет их количество должно быть увеличено до 18 тысяч.
Казалось бы, если полностью отказаться от транспорта на сжигаемом топливе, то мир сразу станет в разы чище. Однако это не совсем так. Помимо СО2, который производит транспорт, он оставляет еще и углеродный след. Под ним подразумевают совокупность всех вредных факторов, которые объект производит на протяжении всего жизненного цикла. Поэтому углеродный след - это не только процесс сжигания СО2 в момент работы двигателя автомобиля, но также выбросы в атмосферу, которые происходят, например, во время процесса его производства.
Не так давно компания Volkswagen провела исследование и выяснила, что дизельный мотор автомобиля производит 111 граммов СО2, проезжая 1 километр, а электрокар - 62 грамма. Однако в случае с электроавтомобилем речь идет не о том, что вылетает у него из выхлопной трубы, а о загрязнении, которое происходит при выработке электроэнергии. Но и даже этот небольшой показатель можно снизить, если использовать, скажем, альтернативные источники энергии.
Улучшить экологию в городской среде можно не только за счет государственных мер, которые способствуют внедрению экологичного общественного транспорта или стимулируют к приобретению личных авто на электротяге. Внести посильный вклад в улучшение экологической обстановки может каждый горожанин. Например, пользоваться личным транспортом только по необходимости, а в остальных случаях - общественным. В теплое время года можно также отказаться от личного авто в пользу велосипеда или самоката. На первый взгляд это кажется пустяком, но на деле даже маленький личный вклад способен уменьшить вред, наносимый человечеством экологии.