В качестве доказательства приводится распоряжение правительства, утверждающее Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, реализация мероприятий которой якобы и предусматривает введение такого налога.
В российской стратегии низкоуглеродного развития не заложено введение тотального налога на предприятия и граждан. В ней прописано, что при выборе возможных мер налоговой политики обязательно будет "учитываться оценка социально-экономических последствий их реализации". Об установлении обязательных сборов с любого бизнеса и тем более со всех граждан страны речи не идет.
В 2019 году Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату, которое, в частности, предполагает снижение выбросов парниковых газов. Сжигание ископаемого топлива (нефти, газа и угля) приводит к выделению углекислого газа, который поднимается в верхние слои атмосферы и накапливается там, что, по мнению ученых, и приводит к глобальному изменению климата. В связи с этим необходимо внедрение энергосберегающих технологий, а также переход на альтернативные источники энергии. При этом Парижское соглашение не содержит конкретных количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов.
В 2021 году страны Евросоюза ввели механизм так называемого трансграничного углеродного регулирования, решив облагать налогом импортеров товаров со значительным углеродным следом (выбросы парниковых газов, попадающие в атмосферу из-за деятельности человека). Избежать уплаты этих сборов при экспорте товаров Россия сможет, если введет внутрироссийский углеродный налог. Но министр экономического развития Максим Решетников тогда же заявлял о решении российских властей пойти по пути "мягкого" климатического регулирования, исключающего в обозримой перспективе введение углеродного налога.
Сейчас на стадии обсуждения находится Операционный план — основной документ для реализации Стратегии низкоуглеродного развития России, поясняет ТАСС первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов и добавляет, что любое мероприятие плана оценивается с учетом его влияния на социально-экономическое развитие нашей страны.
"За "зеленой" повесткой под пеленой заботы об окружающей среде скрывается ключевой фактор, а именно — межгосударственная дискриминация экономической деятельности, — комментирует инициативу Еврокомиссии доктор экономических наук, декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Вадим Засько. — Не секрет, что долгое время Запад выводил "грязные" производства за свои пределы и на сегодняшний день основной объем производств, формирующих вредные выбросы, сосредоточен отнюдь не в странах Запада как такового. Теперь же эти страны пытаются фактически навязать правила игры и остальным странам, обеспечивающим их при этом товаром с высоким уровнем безусловно вредного для экологии продукта". Россия, естественно, является приверженцем сохранения экологии и чистоты производства, но надо учитывать и наши собственные суверенные социально-экономические интересы. Поэтому сегодня необходимо продолжать последовательную и системную работу правительства по внедрению производств вторичной переработки и внутрироссийскому контролю за выбросами, добавляет эксперт.
Напомним, в 2023 году в России заработал реестр выбросов парниковых газов, который позволяет в автоматическом режиме собирать отчетность промышленных предприятий, выбрасывающих более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год. А с 2025 года углеродная отчетность станет обязательной для предприятий с выбросами свыше 50 тыс. т углекислого газа.
Сегодня меры финансовой и налоговой политики, направленные на снижение антропогенных выбросов парниковых газов, находятся на стадии обсуждения, законодательно углеродный налог не установлен, и речи о введении платы за углеродный след с любого бизнеса и граждан не идет.
Материал подготовлен редакцией проекта "Проверка информации" при участии АНО "Диалог Регионы"