Подробности о проекте первого национального стандарта на натуральную и органическую косметику «Парламентская газета» узнала непосредственно у его разработчика.
За основу нацстандарта «Парфюмерно-косметическая продукция. Общие критерии подтверждения обоснованности экологических заявлений» эксперты Роскачества взяли международный стандарт Cosmos. Главное требование к натуральной и органической косметике — экологичность. Узнать ее можно по надписям Natural, Clean, Vegan, Organic, Eco и аналогичным.
Поэтому слово «зеленая» подразумевает не только качественное сырье. Еще ГОСТ обязывает:
Стандарт регламентирует состав отдельно для продукции:
Какие ингредиенты считать натуральными и органическими, следует из межгосударственного стандарта ГОСТ Р ИСО 16128-1-2022 «Продукция парфюмерно-косметическая натуральная. Руководство по идентификации и критерии. Часть 1. Определения для ингредиентов», который использовали при разработке проекта ГОСТа на «зеленую» косметику. Согласно ему, натуральные компоненты получают исключительно из растений, животных, микроорганизмов или минералов. Вторые — выращивают, но без синтетических пестицидов и минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок. Еще их можно собрать в дикой природе.
Стандарт содержит и список натуральных ингредиентов, рассказала «Парламентской газете» заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. Вот они:
Все перечисленное может быть и органическим, кроме воды и минералов, не имеющих отношения к органическому сельскому хозяйству. Важно, что статус органического присваивается ингредиенту только после сертификации. И в этом его принципиальное отличие от просто натурального.
А вот использование ненатурального сырья, к которому относятся нефть, нефтепродукты и продукты нефтехимического синтеза, возможно, только если нет природных альтернатив, гарантирующих безопасность потребителя и эффективность продукции, отмечается в ГОСТе.
При производстве «зеленой» косметики допускается только первичное сырье растительного, животного или микробиологического происхождения.
При этом установлено табу на растения, растительные материалы и микроорганизмы, полученные при помощи генетической модификации, наноматериалы, использование гамма- или рентгеновского излучения.
Особое внимание уделяется гуманному отношению к фауне: запрещено применять компоненты, извлеченные из живых или убитых животных, а также испытанные на них.
«Гостирование основных объектов зеленой химии в международной стандартизации ведется не первый год. Так, в России для натуральных и органических ингредиентов действует ГОСТ Р ИСО 16128-2-2022, — напомнила Елена Саратцева. — Задача разработанного ГОСТа — закрепить основные требования к производству косметики для потребителей. Пример — использование ингредиентов животного происхождения, что допустимо при условии, если их производят животные. Но процесс их получения не должен сопровождаться страданием и смертью животного».
Упор в стандарте сделан и на сокращении отходов, в том числе за счет упаковки. Чтобы уменьшить вред окружающей среде, предполагается сортировка картона, стекла и бумаги, их утилизация, переработка и вторичное использование. А если переработка невозможна — отправка на специализированные предприятия. Уточняется, что правила для упаковки не распространяются на аксессуары, продаваемые вместе с парфюмерией и косметикой, — кисти, аппликаторы, технические детали.
Информация на маркировке должна быть точной, однозначной и не вводить потребителя в заблуждение:
Глобальный рынок «зеленой» косметики по масштабам пока отстает от «зеленой» химии. Ее товарооборот в мире в 2021 году оценивался в 101,2 миллиарда долларов, а к 2030-му ожидается 229,04 миллиарда. На долю натуральной косметики в мире пока приходится 5 процентов в этом сегменте. В деньгах это 2,5 миллиарда долларов, причем только в 2021-м прирост составил 5,4 процента.
Россия опережает средние показатели по миру. Если в 2018 году объем натуральной и органической парфюмерно-косметической продукции в стране был 5,8 миллиарда рублей, то в 2020-м — 9 миллиардов. По предварительным подсчетам экспертов, за 2023-й он составит около 14,3 миллиарда, то есть ежегодный рост 8-10 процентов. Причем 98 процентов обеспечивают отечественные компании.