Глобальные экологические проблемы ощущаются в любой точке планеты и связаны с изменением климата, деградацией водных систем, опустыниванием, потерей биоразнообразия, обезлесением, загрязнением воздуха, деградацией почв и потерей плодородия, накоплением отходов.
Открывая мероприятие, исполнительный директор Всероссийского общества охраны природы Альбина Дударева отметила, что документ такой важности должен подготавливаться не в тиши кабинетов, а в открытых дискуссиях, и призвала всех включиться в подготовку Стратегии.
«Стратегия экологической безопасности – это стратегия нашей независимости. Ее разработка – это общее дело, в котором должны принимать участие не только чиновники и бизнес, но и представители научного сообщества, эксперты, общественность в самом широком смысле слова. Целью и главным бенефициаром Стратегии должен быть, конечно, человек. Все институты, бизнес должны создать условия для жизни и развития человека», – сказал Вячеслав Фетисов, председатель Всероссийского общества охраны природы, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – первый заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, посол доброй воли ООН.
Он также обратил внимание, что у России и наших дружественных стран есть колоссальные ресурсы, и «на международных площадках, площадке БРИКС мы должны объединять усилия, чтобы диктовать свои правила в мировой экологической повестке».
Как подчеркнул заместитель директора Фонда Росконгресс Игорь Павлов, «наша экспертная открытая площадка – тот инструмент, с помощью которого специалисты широкого спектра наук о природе и обществе имеют шанс свои выводы, наработки, мнения, опасения донести до того уровня, на котором принимаются государственные решения. Мы убеждены, что достичь каких-то по-настоящему нужных результатов можно только вместе, объединяя усилия. Поэтому мы должны найти собственные правильные решения, как, где, в каком мире мы хотим и в каком мире мы будем жить дальше. И реализовать эти решения в дальнейшем для того, чтобы сделать задел для будущих поколений».
Изменение климатической повестки должно отталкиваться от конкретной территории, а не привязки к деньгам, иметь измеримые показатели и ресурсную эффективность, а не деградацию природных ресурсов – такое мнение высказал директор ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» Дмитрий Скобелев. «У нас и у стран БРИКС есть большой пространственный ресурс, который недооценен, нужно произвести капитализацию, монетизацию этого ресурса. Наши природные территории представляется целесообразным просмотреть не с точки зрения издержек, а чтобы они стали обеспечением новой возникающей валюты через экологические проекты. И главное, что во всем мире существуют подходы, уже признанные, к обеспечению единства измерений. Нужно договориться только по эталонам». Также Дмитрий Скобелев предлагает рассматривать Концепцию природного капитала как дарственного фонда, а также сместить акценты на зеленые проекты, результатом которых являются реальные эффекты – восстановление нарушенных экосистем и территорий.
«Это тот недооцененный ресурс, которым обладают такие страны, как Россия и остальные члены БРИКС», – полагает эксперт.
По словам Ольги Смирновой, директора Центра научно-методологического сопровождения стратегического планирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, системная увязка со Стратегией национальной безопасности, Стратегией пространственного развития и Стратегией научно-технологического развития поможет получить «хорошую преемственность и сделать наш документ, чтобы он не просто повис в воздухе, а имел уже инструменты реализации и существенное обеспечение».
Президент Общероссийской общественной организации «Общество биотехнологов России им. Ю.А. Овчинникова» Раиф Василов полагает, что в новой Стратегии должны найти отражение: «первое – это изменение отношения человека к природе как к объекту эксплуатации, то есть природа должна стать партнером человека в его, человечества, развитии. И второе, конечно, это кардинальный пересмотр самой технологической базы, той цивилизации, которая создана человечеством». Новый подход к трансформации технологической базы – это действительно вызов планетарного масштаба. Речь идет о внедрении природоподобных технологий, которые позволяют восстановить баланс между биосферой и техносферой.
«Речь идет фактически о формировании нового глобального экологического порядка», – комментирует Василов.
Эта тема может оказаться чрезвычайно привлекательной для стран третьего мира, потому что для них именно биоэкономика может стать основным инструментом для решения проблемы продовольственной безопасности, проблемы экологии и проблемы энергетики.
Проблема изменения климата и экологических угроз стабильно занимает второе место в десятке наиболее остро переживаемых подростками проблем предстоящего десятилетия. Олег Полетаев, первый вице-президент РАСО, член экспертного совета по устойчивому развитию при Комитете ГД РФ по экономической политике, рассказал о результатах социологического исследования. Однако это не конвертируется в экологически ответственное поведение.
«За последние несколько лет мы видим практически 30% снижения доверия к экологическим активистам, к экологическим организациям, это очень тревожный тренд, – подчеркнул эксперт. – Доверие к государственным инициативам в сфере экологии, а тем более вовлечение граждан в экологические проекты в качестве волонтеров трудно обеспечить без партнеров, роль которых выполняют НКО. Поэтому необходимо проанализировать причины снижения доверия к ним и предусмотреть комплекс мер по восстановлению статус-кво».
Без экологического воспитания и образования мы не достигнем ничего, с этим тезисом согласны все участники экспертного заседания, и большой блок в Стратегии должен быть уделен данной теме. И конечно, в этой сфере нам нужны законы об экологическом образовании. В числе предложений в Стратегию также прозвучало создание экологического кодекса, важного для бизнеса и диалога со странами БРИКС по многим направлениям.