При взгляде на реконструкцию прежде всего в глаза бросаются длинные бивни одобеноцетопсов, расположенные вдоль туловища. Это модифицированные клыки, состоящие полностью из дентина.
Рисунок © Mary Parrish из книги W. F. Perrin, B. Würsig, J. G. M. Thewissen, 2009. Encyclopedia of Marine Mammals.
У самок они были крохотными, всего около пяти сантиметров каждый, тогда как самцы могли похвастать куда более длинными и при этом асимметричными бивнями. Левые бивни у самцов обоих видов, O. leptodon и O. peruvianus, были невелики, всего около 25 см, а вот правые достигали внушительных размеров: больше метра у O. leptodon и около полуметра у O. peruvianus.
Слепок черепа O. peruvianus в Национальном музее естественной истории в Париже. На заднем плане представлена реконструкция головы животного. Бивень этого зверя был сломан еще при жизни. Фото © Skye McDavid с сайта commons.wikimedia.org
Из современных китообразных нечто подобное есть только у самцов нарвалов — их левый бивень достигает длины 2–3 метра, а правый скрыт в десне (у самок скрыты оба). Торчащий вперед бивень служит в основном средством привлечения самок и отпугивания конкурентов, а также используется как орудие для оглушения мелкой рыбы (см. видео). Моржи свои бивни используют в основном для установления иерархических отношений в группе и защиты от врагов, например белых медведей, приходящих на их лежбища (см. видео). С возрастом размер бивней увеличивается, при этом у самок они меньше и тоньше, чем у их сверстников-самцов. Учитывая заметный половой диморфизм, одобеноцетопсы могли использовать свои бивни для тех же целей — привлекать самок и отпугивать конкурентов.
Пара самцов (с длинными бивнями) и самка одобеноцетопса. По степени выраженности полового диморфизма эти животные скорее напоминали не моржей, а нарвалов, у которых в норме бивни самок не прорезываются вовсе. Второй, короткий, бивень самцов скрыт под губами. Рисунок © Pavel Riha с сайта en.wikipedia.org
Но не только бивнями одобеноцетопс привлекает внимание и усиливает свое внешнее сходство с моржом. В строении его черепа вообще очень много черт, роднящих вымершего кита с современным ластоногим: он округлый, с уплощенной мордой, сводчатым нёбом и редуцированным зубным рядом. Такие особенности указывают на то, что кит мог кормиться так же, как моржи. То есть разыскивал донных беспозвоночных, которых собирал с помощью чувствительной верхней губы. На этой губе могли быть даже вибриссы, как у моржей или амазонского дельфина-инии. На это указывает текстура челюстных костей и большое количество сосудисто-нервных отверстий. Если исходить из строения верхней части черепа, то к нижней челюсти одобеноцетопса (к сожалению, не сохранившейся) крепилась мощная мускулатура. Поскольку жевать киту было нечем (жевательных зубов-то почти нет), скорее всего, он, как и морж, высасывал моллюсков из раковин с помощью поршневидного языка — словно вакуумным насосом.
Кроме того, у одобеноцетопса была очень гибкая шея: он мог поднять голову под прямым углом к позвоночнику, что недоступно ни одному из современных китов! Но доступно моржам. Сохранился только атлант одобеноцетопса, первый шейный позвонок, но исходя из его сочленения с затылочной костью и точек прикрепления шейной мускулатуры, можно установить, что одобеноцетопс легко поворачивал голову. Предположительно, благодаря гибкой шее одобеноцетопс мог свободнее плавать, приводя бивни в положение, параллельное туловищу, и эффективнее добывать себе пищу, «вспахивая» мордой морское дно.
Также к числу «моржовых» признаков относятся костные ноздри одобеноцетопса, располагающиеся на кончике морды. В отличие от современных китов, у которых ноздри сдвинуты в верхнюю часть черепа и открываются наружу дыхалом, доисторический кит дышал, как тюлень, высовывая морду на поверхность воды. Как и у моржей, у одобеноцетопсов было бинокулярное зрение, на что указывает ориентация глазниц: слегка кпереди и вверх.
Череп O. peruvianus в Национальном музее естественной истории в Париже, развернутый мордой к зрителю. Хорошо видны парные костные ноздри, располагающиеся в передней части черепа. Фото © Ghedoghedo с сайта commons.wikimedia.org
Завершает «моржовый» портрет этого животного недоразвитая (у вида O. leptodon) или полностью отсутствующая (у O. peruvianus) лобная жировая подушка, или мелон (melon). Она служит акустической линзой для эхолокации и есть у всех современных зубатых китов. Это подтверждает предположение о том, что одобеноцетопсы питались малоподвижными животными, для ловли которых эхолокация не особенно нужна — достаточно «усатой» верхней губы.
Морское дно у берегов Южной Америки было для этих китов богатым пастбищем. Солидный набор ископаемых моллюсков, обнаруженный в позднемиоценовых отложениях тех мест, предполагает, что у одобеноцетопсов было разнообразное «меню». Правда, спокойно кормиться им вряд ли удавалось: в этих водах плавало немало хищников, включая гигантского левиафана Мелвилла, которые легко могли справиться даже со взрослым одобеноцетопсом.
В сериале 2004 года «Прогулки с морскими чудовищами» одобеноцетопс стал одним из героев второй серии. Сначала его показали ищущим корм на морском дне (почти как это делает морж), а затем — удирающим от молодого мегалодона
Но, в отличие от моржей, одобеноцетопсы всю жизнь проводили в море. Чтобы защититься от хищников, они, вероятно, держались заросших водорослями участков морского дна и плавали группами, чтобы было проще заметить приближающуюся опасность.
Анна Новиковская, Элементы.