Эти и другие вопросы обсудили с гостем передачи: Василий Борисов, сопредседатель Фонда защиты китов.
Косатки, которые попали в ледяную ловушку у берегов Японии и стали поводом для переживаний любителей живой природы по всему миру, вырвались на свободу. Прайд, зажатый льдами, смог совместными усилиями проломить себе дорогу в открытое море. Счастливый финал стал возможен в том числе и благодаря изменению погодных условий – ветер сменил направление, что и помогло животным.
Василий Борисов: косатки не пьют воду. Они потребляют рыбу, тюленя, дельфина и из мяса получают воду. Они стойкие животные, они прайд, это львы моря. Они живут семьями, и только лишь охотясь могут жить. Проблема в том, что, когда они так активно расталкивают льды, они выжигают энергию, особенно малыши. Я не очень переживал за больших косаток, но там было много маленьких.
Василий Борисов: косатки, дельфины, киты регулярно попадают в ледяные ловушки. Если бы исторически до этого люди так активно не выбивали популяции китообразных, на этом можно было бы, как говорят ученые цинично, сказать, что это животный мир, да, эта семья погибла. К сожалению, человечество приложило много усилий для того, чтобы их стало мало. И поэтому любое выбивание генотипа ведет к сокращению числа особей и появлению нехороших мутаций.
Первая часть записи передачи авторской программы Эдгарда Запашного "Живая природа"
Ученые считают, что косатки по-настоящему учат свой язык, перенимая знания у взрослых особей. Все почти как у людей. Другие животные уже с рождения знают набор звуков, которым потом всю жизнь пользуются. Кошка, которая никогда не видела своего сородича, все равно будет мяукать. А косатка - нет. Но значит ли это, что человечество однажды сможет расшифровать китовый язык, если он строится почти по тем же законам, что и языки людей?
Василий Борисов: 300 тысяч китообразных гибнут в год не по естественным причинам. Понятно, что китообразных выбивают, 10-15 тысяч человек выбивает, но остальное – это рыболовные сети, порой просто брошенные, киты в них запутываются и тонут. В чем проблема кита? Он должен выплывать и дышать. Если он попадает в сеть, он задыхается. Это чуть ли не 70%. Еще большой процент – это столкновение с судами.
Василий Борисов: мы всегда наезжаем на аквакультуру, потому что это генномодифицированные корма, это химикаты, чтобы убивать паразитов для лосося, но выход человечества, чтобы не погибало столько рыбы и животных в природе – это только аквакультура. Мы должны научиться воспроизводить ресурс. Китов мы не можем разводить, но нам надо хотя бы снизить количество разбрасываемых сетей.
Вторая часть записи передачи авторской программы Эдгарда Запашного "Живая природа" на радио Sputnik.