Почему он необходим и как это отразится на ситуации в животноводстве, разбиралась «Парламентская газета».
Вопрос о том, к веществам какого класса опасности относится безобидный, на первый взгляд, навоз, долгое время был настоящей головной болью для аграриев. Владелец животноводческой фермы из Татарстана Владислав Николишин рассказал «Парламентской газете», как в 2015 году на предприятие пришел штраф в 15 миллионов рублей за складированный под открытым небом навоза.
«Штраф неподъемный, равен нашей прибыли за полгода работы. Я уже думал закрываться», — вспоминает фермер.
Обошлось благодаря заступничеству главы муниципалитета, но истории с хорошим концом в подобном случае бывают не всегда. «Неоднозначное толкование законодательства об отходах производства и потребления применительно к продуктам животноводства иногда приводило к банкротству не только мелких, но и средних сельхозпредприятий, — рассказал «Парламентской газете» профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков. Поэтому вступивший в силу 1 марта 2023 года закон о побочных продуктах животноводства был единодушно поддержан животноводами, поскольку документ определял навоз и помет не как опасные агрохимикаты, а как побочные продукты жизнедеятельности животных.
«Неправильное складирование или транспортировка химически опасных отходов предполагают не только повышенные штрафы, но и зачастую остановку предприятия. Если речь идет о животноводческой ферме, то последствия несложно представить», — отмечает Хомяков.
Сегодня благодаря принятому закону у сельхозпредприятия появился выбор. Либо оно признает навоз отходами и тогда складирует, транспортирует или утилизирует в соответствии с требованиями, либо уведомляет Россельхознадзор, что навоз будет использоваться в качестве удобрения после соответствующей переработки. Переработанный в удобрения навоз можно использовать как для собственных нужд, так и продавать партнерам.
«Закон внес ясность в запутанный вопрос, к каким веществам относится навоз и какого контроля требует, однако остались и недосказанности», — констатирует Дмитрий Хомяков.
«Переработанный навоз мы продаем партнерам в соседнем районе. Дорога идет по федеральной трассе, и наш юрист уверяет, что возить переработанный навоз в не оборудованной по правилам перевозки химически опасных грузов машине по-прежнему нельзя. Можно нарваться на штраф», — делится сомнениями фермер Владислав Николишин.
Дело в том, что в законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» удобрения животного происхождения по-прежнему находятся в разделе «химические вещества». К их перевозке предъявляются особые требования.
На эту ситуацию обратили внимание в Совете Федерации.
«В подготовленных нами поправках в законодательство говорится, что переработанный навоз, если это сделано без применения химических или биологических препаратов, не является агрохимикатом и не подпадает под действие закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»», — рассказал «Парламентской газете» один из авторов поправок первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
По его мнению, подобное уточнение будет стимулировать хозяйства к переработке навоза в удобрения, что значительно улучшит состояние почв.
«Сегодня важно производить как можно больше именно органических удобрений. Количество таких производителей вырастет, поскольку раньше хозяйства не хотели рисковать и работать с данными продуктами, чтобы не получить штраф», — отметил сенатор.
При этом, предостерег Митин, аграриям не следует думать, что штрафы за неправильное хранение навоза отменены вовсе:
«Пока навоз не переработан, он по-прежнему считается отходами и к его хранению предъявляются строгие требования (например, строительство специальных бетонированных площадок)».
В Госдуме согласны с положительным влиянием сенаторской инициативы на рынок удобрений и ситуацию в животноводстве в целом. Однако там обращают внимание на то, что многие процедуры утилизации и переработки навоза сегодня слишком дороги. В том же Татарстане на строительство площадок для навоза в каждом животноводческом хозяйстве, по подсчетам экспертов, потребуется 14 миллиардов рублей.
«Проблема заключается в том, что сегодня действуют одинаковые правила использования навоза для фермерских хозяйств и для крупных агрохолдингов», — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. Депутат предлагает разделить требования для крупных животноводческих комплексов и небольших хозяйств. «Отходы на семейных фермах невелики и не вредят экологии. Поэтому и правила использования навоза и помета должны быть максимально упрощены для фермеров», — считает Плотников.