Около половины всего объема твердых коммунальных отходов составляет упаковка, которая может и должна использоваться повторно. В России уже девять лет выстраивается система грамотной утилизации мусора. Одно из последних нововведений — настройка правил работы для импортеров, которые завозят в страну практически все товары в упаковке. Для них с 1 июня 2024 по 31 декабря 2026 года будет проведен эксперимент по оплате сбора за утилизацию отслуживших товаров. Соответствующий проект правительственного постановления опубликован на портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения, которое должно завершиться 31 января 2024 года. «Парламентская газета» разбиралась, какое влияние окажет это на стоимость импортных товаров.
В России с 2015 года действует механизм расширенной ответственности производителей (РОП), по которому импортеры и производители товаров и упаковки обязаны обеспечить их утилизацию или заплатить за нее. Однако за все эти годы в отрасли не произошло каких-либо значимых изменений: объемы утилизации не повысились, объемы захоронения не снизились. В августе 2023 года были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты, устанавливающие новые подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от использования товаров, и к определению ставок экосбора для производителей и импортеров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию.
«Этой истории уже несколько лет. РОП работала не очень эффективно из-за большого числа посредников. Было плохо и со сбором, и с отчетностью. Принятые в августе поправки должны улучшить администрирование — мы переложили платежи с производителя товара на производителя упаковки. Их всех нашли, разобрались с кодификацией товаров, сделали перечень более корректным. Проект постановления о проведении эксперимента нужен, чтобы теперь настроить правила работы для импортеров, чтобы уклонистов не было», — пояснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.
Согласно постановлению, подготовленному Минприроды, эксперимент касается юрлиц и частных предпринимателей, ввозящих из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза, автомобильные шины и упаковку из бумаги, картона, алюминия, жести и пластмассы. Будет апробирован порядок их взаимодействия с Минприроды, Росприроднадзором и Российским экологическим оператором.
Импортерам предлагают три варианта выполнения своих обязательств. Первый — до дня выпуска товара таможенным органом уплатить экологический сбор в определенном законом размере. Второй — представить до этого срока в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов уведомление о намерении самостоятельной утилизации таких отходов с приложением банковской гарантии уплаты средств в размере экологического сбора. Третий — представить уведомление о намерении утилизировать отходы посредством специализированной компании, работающей на территории РФ, и приложить договор поручительства.
В проекте постановлении Правительства отдельно указано, что эксперимент не распространяется на действия физлиц, перемещающих товары и упаковку через границу в целях личного использования.
По словам депутата Александра Когана, ставки экосбора рассчитываются не просто и зависят от вида товара, сложности его переработки и извлечения из общей массы отходов. Это сделано, чтобы заинтересовать производителя выпускать упаковку, которая будет легко перерабатываемой и легко извлекаемой.
«Эксперимент уравнивает импортеров с нашими производителями. Хотя они изначально в неравных условиях, потому что не могут самостоятельно переработать свою упаковку, а желания построить у нас перерабатывающий завод пока никто не изъявил. Поэтому они будут либо заключать договор с российскими переработчиками, либо платить экосбор. На кошельках россиян это не должно отразиться, поскольку увеличения тарифа самого экосбора не будет. По крайней мере, я нигде не видел такого решения», — отметил Коган.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов, напротив, уверен, что усиление контроля за экологическими обязательствами импортеров приведет к подорожанию их продукции.
«На сколько именно повысится стоимость импорта, сказать сложно, наверное, это будут не очень значительные суммы, но тем не менее они могут повлиять на выбор потребителем российского товара, что в общем-то хорошо. Кроме того, это справедливо, потому что надо уравновешивать ответственность наших и зарубежных производителей», — сообщил «Парламентской газете» сенатор.
Правительство ставит достаточно конкретную цель — с 1 января 2025 года обеспечить утилизацию отходов в отношении 55 процентов массы произведенной и ввезенной упаковки, с 1 января 2026 года — в отношении 75 процентов, а с 1 января 2027 года — в отношении 100 процентов.
Сенатор Абрамов указал, что за утилизацию ввозимой в страну упаковки в любом случае кто-то должен будет заплатить. Средства от экосбора импортеров, по его мнению, будут инвестироваться в сферу переработки мусора.
«По идее это должно приводить к уменьшению стоимости вывоза мусора для населения, но я боюсь, что такого не произойдет. Более того, расходы будут заложены в цену товара, и в любом случае за все заплатит конечный потребитель», — отметил Абрамов.
По данным опроса ВЦИОМ, 53 процента россиян сортируют мусор. Чтобы хоть как-то компенсировать подорожание товаров, делать это можно не только из альтруистических побуждений, но и за деньги. Пункты приема использованной тары работают уже во многих регионах. Правда, сдавать бутылки сейчас не столь выгодно, как в советские времена, когда за две пустые бутылки кефира можно было купить одну полную.
Нынешние пункты приема работают в основном по-крупному — принимают полимерные отходы и макулатуру килограммами. Пластиковые бутылки, например, стоят от десяти рублей за килограмм, картон — от четырех до шести рублей. Стеклотара немного дороже.ю и мест, где ее принимают от населения поштучно, гораздо больше. Например, в Москве пивную бутылку можно сдать за один рубль, а трехлитровую банку — за десять рублей.