Спустя четыре миллиона лет после удара знаменитого астероида Чикшулуб, ознаменовавшего конец мезозойской эры, этот динозавр размером с крупного голубя (30 см от кончика клюва до кончика хвоста) бродил по густым китайским лесам. Его остатки нашли в раннекайнозойских отложениях формации Фаньгоу (Fangou Formation) в уезде Лонань в Центральном Китае и назвали Qinornis paleocenica — палеоценовый циньорнис.
К сожалению, циньорнис сохранился плохо, уцелели лишь отдельные кости ног, так что исследователи не могут точно оценить, к примеру, его диету или способности к полету. Впрочем, даже столь скудные остатки позволили установить, что кости цевки циньорниса не были полностью слиты друг с другом, что характерно либо для молодых особей современных птиц, либо для нептичьих динозавров, а особь циньорниса, найденная палеонтологами, судя по степени окостенения скелета, была уже взрослой.
Таким образом, циньорнис — реликт эпохи динозавров, чьи предки пережили астероидную зиму на границе мезозоя и кайнозоя. Никому из его ближайших родственников, включая ихтиорниса, это не удалось, и большинство палеонтологов сегодня уверены, что после отметки в 66 миллионов лет назад никаких гигантских динозавров на Земле не осталось, а их успешное доминирование, длившееся 150 миллионов лет, всего за 32 тысячелетия подошло к концу. Или нет?
После начала кайнозоя 99,9 процентов всех динозавров оказались птичьими, в том числе эта раннекайнозойская родственница современных птиц-мышей, названная Tsidiiyazhi abini. Рисунок © Sean Murtha с сайта science.org.
Хотя остатки динозавров обычно встречаются ниже мел-палеогеновой границы, в некоторых случаях их кости находили несколько выше, уже в кайнозойских отложениях. Так, например, американские палеонтологи под руководством Джеймса Фассетта (James Fassett) с 1982 года неоднократно сообщали о таких находках в бассейне Сан-Хуан (San Juan Basin) на юге США, в отложениях, датированных возрастом 64,8 миллиона лет. Большинство костных фрагментов были слишком повреждены, чтобы определить, какому динозавру они принадлежали. Но в формации Охо-Аламо (Ojo Alamo Formation) нашли 34 элемента скелета динозавра, в том числе неплохо сохранившуюся правую бедренную кость крупного гадрозаврида, или утконосого динозавра, одного из травоядных великанов, процветавших на Земле позднего мелового периода. Возможно ли, что какая-то небольшая популяция этих животных смогла задержаться на планете дольше остальных и прожить почти миллион лет в новой, кайнозойской эре?
Бедренная кость гадрозаврида: А — кость на месте обнаружения, окруженная раннекайнозойскими отложениями формации Охо-Аламо; B — извлеченная, отпрепарированная и восстановленная кость. Фото из статьи J. E. Fassett et al., 2002. Compelling new evidence for Paleocene dinosaurs in the Ojo Alamo Sandstone.
Находка кости доисторического животного в отложениях того или иного возраста — далеко не гарантия, что ее обладатель погиб именно в то время и в том месте. К сожалению для палеонтологов, костеносные слои земных пород не статичны: точно так же, как люди переносят окаменелости в музейные архивы, ветер, дождь и землетрясение могут извлечь их и перетащить на новое место. Если там окаменелости перезахоронятся, то окажутся в более молодых слоях отложений, и тогда, скажем, ископаемый неандерталец станет современником Карла Великого. Так может, кости динозавров бассейна Сан-Хуан именно так и попали в неправильные слои породы?
Сравнение окаменелости из раннекайнозойских слоев формации Охо-Аламо и подстилающей ее позднемезозойской формации Киртлэнд (Kirtland Formation) показало, что по составу и содержанию урана и редкоземельных элементов кость гадрозаврида гораздо ближе к костям мелких млекопитающих, живших в начале кайнозоя, чем к костям меловых динозавров из Киртлэнда. Однако здесь есть тонкий момент: динозавры, чьи остатки нашли в формации Киртлэнд, жили в кампане, то есть как минимум за семь миллионов лет до завершения мезозойской эры, тогда как в отложениях Охо-Аламо нашли не только спорную кость гадрозаврида, но и кости других динозавров — просто они лежали ниже. Что важно, динозавры из Охо-Аламо жили уже в маастрихте, последнем веке мезозоя, так что логичнее было бы сравнить кости гадрозаврида с их костями. Почему ученые этого не сделали, неясно.
До падения астероида в Охо-Аламо, как и по всему миру, господствовали динозавры: хищные динеобеллаторы (внизу) и тираннозавриды (вверху слева), растительноядные охоцератопсы (вверху справа) и аламозавры (вверху по центру). Удалось ли кому-то из этих животных пережить вымирание — всё еще большой вопрос. Рисунок Сергея Красовского с сайта en.wikipedia.org.
Другие доказательства палеоценового происхождения остатков гадрозаврида, увы, тоже не выдерживают критики. Так, например, ученые утверждали, что найденные кости были покрыты пыльцой кайнозойских растений, а также предположили, что они принадлежали одной особи, поскольку были найдены на сравнительно небольшом участке. Однако всё это, включая плохое состояние всех костей, кроме бедренной, как раз могло быть результатом переотложения: скажем, кости, возможно, принадлежащие разным особям или даже разным видам динозавров могло вымыть дождем и перенести в ближайшую низину, по дороге обстучав ими все встреченные камни и коряги (а большинство окаменелостей — очень хрупкие образования). Там они собрались бы вместе и вновь упокоились бы в горной породе, хотя на момент повторного захоронения эти животные были уже тысячи лет как мертвы. Неудивительно, что большинство палеонтологов не принимает выводы своих коллег о существовании кайнозойских динозавров в Северной Америке, называя эти находки результатом переотложения и указывая на неточности датировок.
Конечно, мел-палеогеновое вымирание, в ходе которого исчезли динозавры, было не моментальным событием, и вполне возможно, что в некоторых уголках Земли исчезновение гигантских рептилий растянулось на многие тысячелетия. Но даже если где-то крупные динозавры и потоптали кайнозойские земли, их существование не продлилось долго. Близкородственные скрещивания и удар астероида (Охо-Аламо находится всего в 3000 км от места падения Чикшулуба) должны были погубить их намного быстрее, чем это сделали бы первые крупные млекопитающие. Предки циньорниса же обитали в другом полушарии, так что последствия мощного взрыва должны были сказаться на них в меньшей степени.
Анна Новиковская, Элементы.