Розовая игуана обитает только на склонах вулкана Вульф на севере острова Исабела, площадь ареала — всего около 25 квадратных километров. Уникальная расцветка игуаны обеспечивается не специфическим пигментом, а его отсутствием: чешуйки этих ящериц полупрозрачны, и сквозь них просвечивает кровь. Если удалить кусочек кожи, то он быстро потеряет цвет и станет блекло-серым.
Обычно хвост и задняя часть туловища конолофа Марты темно-серые, тогда как передняя часть тела и голова — розовые. Фото с сайта iguanafoundation.org.
Со времен Чарльза Дарвина, прибывшего на Галапагосы в 1835 году, острова вдоль и поперек исследовались биологами всех мастей, и казалось, что уж если и будет открыт новый вид, то это окажется какая-нибудь крохотная букашка или малозаметное растеньице. Однако в 2009 году группа зоологов объявила о выделении нового вида рептилий — увесистой пятикилограммовой ящерицы, достигающей в длину больше метра! В оправдание «проморгавших» великаншу исследователей можно лишь заметить, что ящериц розовой расцветки впервые увидели на склонах вулкана Вульф еще в 1986 году, но долгое время считали морфой хорошо известных обыкновенного (Conolophus subcristatus) или бледного (Conolophus pallidus) конолофов.
Обыкновенные конолофы обычно бывают желтой или коричневой расцветки. Фото с сайта galapagosconservation.org.uk.
Это не самый неожиданный вывод: на тех же Галапагосах живут морские игуаны (Amblyrhynchus cristatus), часть которых окрашена в темно-серый, а часть — в зеленый и красный цвета. Вот и на розовых конолофов поначалу никто не обратил внимания... пока не дошло дело до генетического анализа, в ходе которого выяснилось, что предки этих игуан отделились от своих родственников как минимум полтора миллиона лет назад! Тогда еще не существовало некоторых островов Галапагосского архипелага — в том числе острова Исабелы, на котором и сохранилась единственная дожившая до наших дней популяция розовых игуан. Возможно, предполагают исследователи, древние предки современных розовых игуан жили на склонах вулканов, которые сейчас уже ушли под воду: постепенно передвигаясь с острова на остров, они в конце концов достигли Исабелы уже как отдельный вид.
Новый вид игуан был назван в честь Марты Ребекки Джентиле, дочери первого автора исследования, родившейся мертвой в результате врачебной халатности. От ближайших родственников — обыкновенного и бледного конолофов — он отличается не только уникальной раскраской. Во-первых, у конолофа Марты необычная форма затылочного гребня: он выглядит как толстая, заполненная жиром складка шкуры со слабо выраженными шипами, а вот у двух других видов конолофов на верхушке гребня хорошо видны высокие пирамидальные чешуйки. Во-вторых, опознать розовых игуан можно и по брачному поведению: привлекая самок, все самцы конолофов кивают головами, но только у конолофа Марты эти кивки организуются в отдельные модули длительностью до 5 секунд, состоящие из 3–4 отдельных серий кивков.
Долгое время никто не видел яиц или детенышей розовых игуан. Но в декабре 2022 года исследователям наконец-то улыбнулась удача: они обнаружили гнездовья, а также маленьких розовых игуан, которые на удивление совсем не походили на своих взрослых сородичей. Вместо примечательной розово-черной расцветки их шкурки были расписаны ярким желто-зелено-черным узором, что делало малышей малозаметными в зарослях кустарника. С помощью расставленных на склонах вулкана камер видеонаблюдения ученые смогли задокументировать процесс размножения игуан.
Малыши розовых игуан абсолютно не похожи на своих родителей.
Розовые игуаны находятся под угрозой исчезновения: их численность составляет около 200–300 взрослых особей. Виду угрожают крысы и одичавшие кошки, которые, может, и не посягнут на взрослую пятикилограммовую рептилию, но вполне могут лакомиться яйцами и детенышами, только-только покидающими гнезда.
Как и все конолофы, розовые игуаны — растительноядные рептилии, так что их способности защищаться от врагов довольно ограниченны. Фото с сайта galapagos.org.
Представляют опасность также вулканические извержения (в прошлом году вулкан Вулф в течение нескольких дней выбрасывал лаву и пепел) и близкое соседство с обыкновенным конолофом, что может привести к появлению гибридов — хорошо, если они окажутся стерильными, иначе ассимиляции более распространенным видом не избежать.
Для лучшего понимания биологии розовых игуан и их взаимодействия с другими видами 15 особей конолофа Марты в 2019 году снабдили GPS-устройствами. Фото © Giuliano Colosimo с сайта iguanafoundation.org.
Для сохранения вида ученые разрабатывают программу по защите мест гнездования от браконьеров и незаконных торговцев животными, а также разведение редких игуан в неволе. Хотя, скорее всего, придется прибегнуть и к уничтожению инвазивных хищников. Иначе необычные ящерицы розовой расцветки могут исчезнуть с территории Галапагосских островов уже в течение ближайших нескольких десятилетий.
Анна Новиковская, Элементы.