«Мое твердое убеждение состоит в том, что категорически нельзя вносить изменения и ослаблять природоохранное законодательство на Байкале. И вот почему», — пишет Любовь Аликина (эколог, член межрегиональной группы Байкальской природной территории "Народные инициативы - общественный контроль") на сайте Российской газеты.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на предметное решение накопившихся проблем и вопросов, касающихся экологической безопасности и социально-экономического развития Байкальской природной территории. Однако надо понимать, что это самое развитие на Байкальской природной территории не должно идти в ущерб природе, лесам. Человек в угоду своим сиюминутным интересам не видит последствий. Создание дорог, многочисленных турбаз, привлечение на Байкал миллионов туристов, как это предполагается сделать, уничтожит хрупкую экосистему озера, оно не выдержит антропогенную нагрузку, а сплошные рубки погубят леса.
Строительство линейных объектов и передача земельных участков под создание инженерных коммуникаций в особых экономических зонах Иркутской области и Бурятии на Байкале - категорически неверное решение. Ничего хорошего для людей это не принесло. Резидентами ОЭЗ становятся юридические лица, имеющие уставной капитал 10 тысяч рублей, остальное - заемные средства, плюс инвесторы ждут преференции от региональных и федеральных властей. При этом толком ничего не делается на протяжении уже десятилетий.
В последние годы мы все чаще слышим требования передать федеральную землю в частную собственность, расширить населенные пункты на берегах. А зачем? Ответ прост: чтобы получить выгоду. Инвесторам позволят губить природу озера, а местные жители здесь жить не будут.
В качестве одного из аргументов сторонники поправок часто приводят необходимость выделения участков под кладбища. Это надуманная история, проблем с захоронением у нас нет, так создается нужный информационный фон для лоббистов предложенных изменений.
Отсутствие наказания за неисполнение природоохранного законодательства в центральной экологической зоне и персональной ответственности руководителей всех уровней - вот главная проблема. И решить ее можно в рамках действующего законодательства, не внося каких-либо поправок.
На протяжении последних десятилетий происходил незаконный перевод земельных участков особо охраняемых территорий в центральной экологической зоне из федеральной собственности в частную по всей Байкальской природной территории. Перевод земель из ООПТ в иные категории с изменением вида разрешенного использования производится путем принятия генеральных планов муниципальными образованиями. И противостоять этому даже прокурорам практически невозможно. Суды после вступления в силу закона о "лесной амнистии" выносят решения только в пользу "захватчиков" земель. Однако, как показывает прокурорская практика, большинство прав на рассматриваемые земельные участки оформлены с явным превышением органами местного самоуправления должностных полномочий.
Постановлением Госдумы от 24 мая 2017 года при рассмотрении законопроекта о "лесной амнистии" профильному комитету было поручено предусмотреть дифференцированный подход к применению механизма устранения противоречий между Единым государственным реестром недвижимости и государственным лесным реестром в зависимости от времени возникновения соответствующего пересечения границ и с учетом законодательства, действующего на момент возникновения такого пересечения.
В связи с этим считаю, что закон о "лесной амнистии" должен предусматривать возможность закрепления права частной собственности на земли лесного фонда только при соблюдении определенных условий.
Первое - открытое и добросовестное использование участка более 15 лет. Это означает, что в течение указанного периода происходило его фактическое освоение, осуществлялись все установленные законодательством платежи.
Второе - реальная нуждаемость граждан. Данный критерий должен быть введен в связи с тем, что, как опять же показывает практика прокурорского надзора, большинство тех, кому были бесплатно предоставлены земли лесного фонда, не являлись нуждающимися ни в дачных, садовых, огородных участках, ни в улучшении жилищных условий. Право на землю оформлялось в основном для перепродажи и личного обогащения.
Третье - земельный участок, на который зарегистрировано частное право, не должен располагаться в зонах с особыми условиями использования. К ним относятся, к примеру, водо-, рыбоохранные зоны, зеленые зоны, а также земли, ограниченные в обороте либо изъятые из него.
Важно отметить, что пагубная практика дикого туризма и халатное отношение к своим обязанностям региональных и муниципальных властей уже привели к экологическим проблемам: мы видим замусоривание территории и берегов озера, микропластик в водах Байкала и огромное количество стоков в озеро. Исправить это можно, не внося изменения в действующее законодательство. Нужно попросту заставить исполнять имеющийся закон, а за нарушения ввести персональную ответственность на всех уровнях, начиная с руководителей.
Сегодня необходимо сделать закон об охране озера Байкал законом прямого действия, без нормативных правовых актов. То есть как прописана норма права - так ее и надо выполнять. Сплошные рубки в центральной экологической зоне точно не нужны. Сохранение уникальных лесов Байкала куда важнее сиюминутных бизнес-интересов.