Пик пандемии COVID-19, простимулировавшей интерес к биологически активным добавкам (БАД), позади. А спрос на пищевые добавки, созданные из природного сырья, остался и даже вырос.
Пандемия коронавируса изменила сознание людей. Многие задумались о профилактических мерах для сохранения своего здоровья. В результате, интерес к БАД стабильно растет. По данным международной исследовательской компании Euromonitor International, за последние два года рынок биодобавок в России увеличился на 13%.
Растущая популярность БАД на основе натуральных биологически активных веществ объясняется несколькими факторами, отмечают эксперты. «Люди ищут естественные альтернативы традиционной медицине, уделяя особое внимание профилактике и снижению риска заболеваний», – пояснил руководитель представительства Coral Club в России Константин Хохлов. Моду на БАД, по его мнению, также стимулируют и научные достижения. Исследования натуральных веществ доказали их положительное воздействие на здоровье. Например, обнаружено, что куркума и куркумин обладают противовоспалительными свойствами, жирные кислоты омега-3 способствуют здоровью сердца, зеленый чай действует как антиоксидант, а пробиотики полезны для кишечника. «Молодые люди в большей степени предпочитают функциональное питание и витаминные комплексы, люди старшего поколения выбирают продукты на основе фитокомпонентов, в первую очередь трав», – рассказал генеральный директор «Тенториум» Сергей Семушин.
Сегодня в России биодобавки распространяются по трем каналам: аптеки, онлайн-площадки и сетевой маркетинг. Второй считается самым рискованным. Согласно отчету Центра стратегических разработок, в 2022 г. 25% БАД на маркетплейсах не имели государственной регистрации. При этом подавляющее большинство производителей добавок выбрали третий канал: MLM-направление, поскольку оно позволяет получить обратную связь, лучше контролировать качество продукции и быстрее замечать новые запросы. Этот формат сочетает фирменные магазины, собственные пункты выдачи в разных городах и онлайн-продажи. Как сообщила президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева, по итогам прошлого года в РФ было реализовано биодобавок на сумму 54,4 млрд руб. В текущем году эксперт ожидает роста продаж БАД еще на 10-15%. По данным DSM Group, в первые восемь месяцев 2023 г. коммерческий рынок БАД увеличился в рублях на 13,7% относительно аналогичного периода 2022 г. БАД – безусловный лидер продаж и в секторе eCom.
Всего на российском рынке в минувшем году было представлено свыше 3 000 наименований БАД более чем от 1 000 производителей. При этом в течение 2022 г. на рынке появилось более 500 новых БАД. Многие аптечные сети выпускают добавки под собственной торговой маркой.
Существенно сокращается доля импорта БАД в РФ. В 2022 г. она уменьшилась почти на 20,3%. Ряд западных производителей приостановили деятельность на российском рынке. А вот их конкуренты из дружественных стран, напротив, воспользовались удобным моментом, чтобы занять освободившиеся ниши. Как сообщила Анна Трофименкова, президент Tiens Group в России, по итогам 2022 г. компания увеличила поставки БАД из Китая в нашу страну примерно в два раза. Положительная динамика продолжается и в этом году.
При этом ряд российских производителей увеличили экспортные поставки. В Японии усилила рыночные позиции Mirra. А «Тенториум» поменял дизайн и формат упаковки для продукции, поставляемой в ОАЭ, где потребители ценят креатив.
По оценке Роспотребнадзора, сейчас биодобавки принимают 8-20% россиян. Доля граждан, регулярно употребляющих БАД, ежегодно увеличивается примерно на 5%, считают в DSM Group. Мировой лидер по приему биодобавок – Япония, там их употребляет 90% граждан, на 2-м месте – Индия с 75% населения.
Единого мнения относительно БАД у специалистов нет. Одни полагают, что они полезны для здоровья, другие – что пользы от них никакой. Как считает генеральный директор и главный врач частной скорой помощи CORIS (Санкт-Петербург) Лев Авербах, БАД должны продаваться не в аптеках, а в супермаркетах, поскольку у них нулевая эффективность, и они отсутствуют в клинических рекомендациях.
«Многие лекарственные препараты имеют природные “корни”. Например, статины, снижающие уровень холестерина в крови, ранее изготавливались из красного риса. Так что БАД из трав или меда – это прекрасно», – прокомментировала семейный терапевт, нутрициолог-диетолог, член Национальной ассоциации клинического питания Анна Ивашкевич, добавив, что не стоит забывать побочных эффектах. В ее практике был случай, когда пациентка с помощью аэрозоля, приготовленного из лечебных трав, попыталось снять боли в горле и получила анафилактический шок. Поэтому Ивашкевич советует начинать прием нового БАДа и комплекса витаминов с небольшого количества и обязательно под контролем специалиста. Это может быть врач-терапевт или врач общей практики, которые на основе анализов пациента дадут ему рекомендации.
После ухода ряда зарубежных компаний, занимавших большую нишу в функциональном питании, витаминах и БАД, многие российские производители стараются расширить свой ассортимент. К примеру, «Эвалар» сделал солидные инвестиции в плантации лекарственных растений в предгорьях Алтая.
В БАД широко используются натуральные или идентичные вещества, полученные из продуктов питания с устоявшимися традициями потребления, а также пробиотические микроорганизмы. Чаще всего добавки имеют природное происхождение. Однако искать на их упаковке специальный знак «Эко» не стоит. Информация о том, сделаны БАДы из натурального сырья или на основе химического синтеза, указана в сертификате. Кроме этого, список ингредиентов указан на этикетке.
Производители БАД обязаны иметь свидетельство о государственной регистрации. Наличие знака EAC на этикетке продукта означает, что он соответствует необходимым стандартам. Со свидетельством о государственной регистрации можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, Евразийской экономической комиссии, а также на сайтах крупных производителей в карточке продукта.
Для выявления контрафакта и фальсификата с 1 октября 2023 г. производителей БАД обязали наносить на продукцию коды маркировки. С 1 марта 2024 г. в информационную систему нужно вносить сведения о выводе БАД из оборота, а с 1 мая 2024 г. все участники рынка должны предоставлять сведения об обороте добавок. Как полагает председатель совета директоров «Эвалар» Наталия Прокопьева, внедрение маркировки БАД обеспечит прослеживаемость, станет важной гарантией качества и безопасности для потребителей, а также расширит аналитические возможности. Но проблема недостоверного декларирования отдельными недобросовестными экспортерами не потеряла свою остроту.
Недавно хорошая новость пришла с полей Восточного экономического форума (ВЭФ). Оператор системы маркировки «Честный знак» Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Елякова подписали соглашение о создании на Дальнем Востоке первого в России центра по контролю за качеством БАД.
«Ковидные» тренды на потребление витаминов C и D могут скорректироваться, но сезон простудных заболеваний будет поддерживать спрос на эти группы товаров, уверен генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, растут продажи БАД общего действия, влияющие на качество жизни (например, добавки коллагена, омега-3, пробиотики), а также БАД, способствующих улучшению здоровья нервной и сердечно-сосудистых систем.
Как сообщила президент компании «МейТан» Любовь Леванюк, востребованы БАД общего назначения, укрепляющие иммунитет. В топ-3 популярных и экологически чистых продуктов, по ее мнению, попали биодобавки, направленные на здоровье сосудов, суставов и детокс, в первую очередь, печени.
Хитом текущего сезона в России стали субкритические суммационные экстракты из лекарственного растительного сырья. В специальную емкость с перемолотыми сухими травами под давлением подается сжиженный углекислый газ. Потом температура меняется, газ улетучивается и остается небольшое количество CO2- экстрактов. «Если у фитокапсул из целебных трав эффективность усвоения активных веществ в организме составляет 20%, то у субкритических экстрактов – около 80%», – отметила Леванюк. По ее мнению, новинка имеет большой потенциал, поскольку ее можно также использовать в косметике. Прокопьева отметила выросший спрос на продукты для ментального здоровья: все, что связано с концентрацией внимания, нормализацией сна, борьбы со стрессом.